Пока стоимость поездки там рассчитывается по так называемым гибким тарифам, которые утверждаются один раз в год. Они и останутся таковыми на билеты в плацкарту и общие вагоны, так как стоимость проезда в них субсидируется и регулируется государством. Выше или ниже установленной Федеральной службой по тарифам цены, как еще говорят, коридора стоимости, они меняться не могут. А вот билеты в вагоны купе, СВ и люкс идут по коммерческим расценкам, и здесь, как в авиации, скоро начнет действовать принцип, кто первый забронировал, тому и дешевле. А чем выше спрос и меньше билетов, тем их цена выше.
По четырем направлениям
В поездах из Москвы в Питер, Нижний Новгород, Воронеж и Смоленск и обратно билеты уже продаются по-новому. При этом цена в купе на более популярный поезд, который приходит в Питер к 8 утра, уже отличается на 300 рублей от другого, что прибывает ближе к 10 утра, а уходит из столицы на час позже ночью. С билетами в Нижний Новгород немного другая ситуация, здесь больше спрос на поезд, который уходит из Москвы вечером, а приходит в Нижний Новгород за полночь. Тот, что идет ночью и приходит утром, менее популярен, и билет в его купе стоит на 500 рублей дешевле. Конечно, стоимость плацкарты и общих вагонов все равно остается меньше, даже если покупать билеты в коммерческие вагоны заранее. При этом и комфорта в них меньше. Но все равно на эти вагоны самый большой спрос, и они практически всегда в дефиците, особенно в сезон отпусков.
Ближе к лету - больше выбор
Когда новую систему продаж откатают на 4 популярных маршрутах, к ней подключат и другие поезда. Всего на втором этапе пилотного проекта прибавят еще 10 направлений: из Москвы в Минводы, Ростов-на-Дону, Сочи, Екатеринбург, Архангельск, Чебоксары, Волгоград, Мурманск, Самару и Казань. К этому времени при продаже билета планируется учитывать и вкусовые пожелания пассажира, включать питание в стоимость билета или нет. Тогда он сможет сэкономить на этом в зависимости от дальности поездки от 500 рублей, взяв еду с собой.
Скидка в 5%
На сайте РЖД сейчас можно купить билет и получить скидку в 5% от его стоимости, которую рассчитывает система на день покупки. Но при этом надо знать, как оплатить билет со своей банковской карты или уметь пользоваться сервисами электронных денег. Что вообще не так уж сложно.
Но чтобы сделать доступ к электронным продажам билетов удобней, в ближайшее время железнодорожники намерены запустить мобильную версию сайта. Тогда с любого гаджета, в том числе и телефона, не придется заходить каждый раз на сайт РЖД в ручном режиме. Можно будет скачать один раз сотовую версию сайта, как любое другое мобильное приложение, и очень быстро открыть его на своем гаджете. Какой именно будет его интерфейс, пока не раскрывается. Но при покупке через это приложение сохранится скидка в 5%, и деньги за посреднические услуги при покупке билетов никто брать не будет, отметили в РЖД. Там же можно будет узнать об изменениях в расписании, о льготах и новых тарифах на поезда дальнего следования и электрички. На данный момент существуют уже мобильные приложения операторов по продаже билетов. И хотя скачать их ничего не стоит, но они зарабатывают на том, что берут комиссию с каждого проданного через их приложение билета в зависимости от его цены. Минимальный сбор - 200 рублей.
С запуском железнодорожного мобильного приложения появится и возможность на ходу купить билет в электричку с сотового телефона или планшета. Но рассчитываться надо будет и за этот билет при помощи банковской карты. А заплатить за проезд в пригородном поезде со своего абонентского счета можно будет только через платежные терминалы, установленные в электричках, воспользовавшись своим телефоном.
Без риска убытков
В ближайшее время сэкономить на стоимости проезда в поезде можно будет, купив т.н. невозвратный билет. Речь о билетах в купе, СВ и люкс. Покупая дешевый невозвратный билет, человек должен понимать, что, получив скидку на него примерно в половину от стоимости традиционного билета, он не сможет его сдать и вернуть свои деньги. Однако у него есть выбор: либо прокатиться в купе по цене плацкарты, либо заплатить за возможность его сдать. Но пока в законодательство еще не внесены поправки, которые бы дали возможность железнодорожникам уже в этом году ввести такой тариф. Мяч на стороне депутатов - одобрить введение в авиации и на железной дороге невозвратные билеты. Предложения по изменению законодательства уже сделаны минтрансом. Пока перевозчик обязан возвратить в зависимости от условий договора полную стоимость билета в купе, СВ или люкс и 50% от цены плацкарты. Предлагаемый минтрансом законопроект позволит пассажиру самостоятельно выбрать, на каких условиях заключать договор с перевозчиком: на условиях, предусматривающих полный возврат стоимости проезда, или же по невозвратному тарифу.
Кстати
Двухэтажные поезда начнут курсировать в аэропорты Москвы в 2015 году. Составы закажут в Швейцарии. С введением в эксплуатацию новых поездов пропускная способность аэроэкспрессов возрастет на 30-40%. Всего же парк экспрессов пополнится 172 двухэтажными вагонами.