Теперь кабмину предстоит утвердить "дорожную карту" по созданию МФЦ, что должно произойти в ближайшее время. Глава правительства потребовал продвигать ее неукоснительно, добавив, что обязательными условиями создания центра являются современная и эффективная система регулирования, а также наличие развитого национального финансового рынка.
Премьер не согласен с тем, что разговоры о создании МФЦ являются прожектерством. "Тот, кто не ставит перед собой амбициозных задач, окажется на задворках истории. Мы много говорим о необходимости развития реального сектора экономики, но мир без финансов существовать не может, и мы должны занимать в нем подобающее место. Поэтому власти занимались и будут заниматься созданием МФЦ. Задача хоть и амбициозная, но выполнимая", - заявил руководитель кабмина.
В том, что правительство пытается достичь этой цели, Медведева заверил министр финансов Антон Силуанов. По его словам, все "дорожные карты" в рамках работы по созданию МФЦ уже подготовлены, и сейчас ведется работа над принятием необходимых нормативно-правовых решений. Министр отметил, что задача правительства - создать институциональную базу, чтобы вложения в финансовый сектор были надежно защищены, надежно надзирались регулятором и были привлекательны для граждан и организаций. Эта цель и должна быть достигнута в рамках одобренной вчера госпрограммы. Только в этом случае государство сможет создать финансовый центр международного уровня, обеспечив стране лидирующие позиции на финансовых рынках в рамках евроазиатского пространства.
Поскольку власти обсуждают варианты создания МФЦ в Москве, премьер попросил мэра столицы Сергея Собянина озвучить, что необходимо сделать для этого на столичном уровне. По мнению градоначальника, присутствие в городе тяжеловесных грузовиков и, как следствие, постоянные пробки из-за них не будут вязаться с расположенным в Москве МФЦ. Поэтому Собянин выступает за ужесточение административной ответственности за нарушение правил въезда таких машин в столицу. Хотя с 1 марта 2013 года и вводится ограничение на проезд по Москве тяжелых грузовиков, административное наказание за такое нарушение составляет всего лишь 300 рублей. "Это, конечно, совершенно мизерные штрафы, и вряд ли они будут адекватны той задаче, которая стоит. Поэтому я бы просил поддержать инициативу по ужесточению этих административных санкций", - заявил Собянин. Премьер в свою очередь попросил кабмин подготовить предложения по этому вопросу, чтобы окончательно определиться и принять решение.
Продолжая заседание, Дмитрий Медведев подверг критике ситуацию на страховом рынке России в связи с его непрозрачностью и отсутствием большого количества страховых продуктов. "На российском рынке должна быть представлена вся линейка современных страховых продуктов, - считает глава правительства. - Некоторые виды страхования у нас почти не используются, и поэтому мы постоянно вынуждены прибегать к государственным решениям в тех ситуациях, когда весь цивилизованный мир этого не делает". В частности, это касается тех случаев, когда власти напрямую выдают деньги из государственного бюджета при наступлении страховых по сути случаев, связанных со стихийными бедствиями. "Делаем мы это щедро, но в то же время этот путь нецивилизованный. Надо создавать правильные страховые продукты", - убежден Дмитрий Медведев.
Развивая свою мысль, премьер особенно остановился на страховании в области сельского хозяйства. Институт этот развивается очень медленно, и, хотя власти пытаются создавать стимулы для страхования урожая и сельскохозяйственных рисков, по словам Медведева, это "дорога со встречным движением". Следовательно, и сами страхователи, и сельскохозяйственные предприятия должны идти навстречу друг другу. Хотя от создания стимулов для страховщиков государство отказываться не намерено.
В свою очередь Антон Силуанов отметил, что отказ от практики выплат бюджетных компенсаций пострадавшим от стихийных бедствий коснется прежде всего сельхозпроизводителей. В том случае, если пострадавшими оказываются граждане (например, если речь идет об авариях на шахте), должны действовать два механизма: страховой и механизм поддержки из бюджета. "У нас по законодательству собственник - в данном случае шахты - обязан страховать своих работников, но в данном случае государство из бюджета тоже помогает семьям погибших и тем шахтерам, которые пострадали от аварии. Об отказе государства от таких компенсаций речи не идет", - заверил Силуанов.
Что касается сельского хозяйства, то министр признал, что большинство производителей не используют страховые инструменты потому, что страховые компании отказываются выплачивать компенсации по договорам. Поэтому рынок страхования необходимо организовать таким образом, чтобы страховые компании являлись устойчивыми организациями и исполняли свои обязательства. "Для этого нужно, чтобы регулирование было не такое, как сейчас, а такое, как Центральный банк осуществляет с коммерческими банками", - отметил Силуанов.
Разговор о бедствиях приобрел конкретные очертания с выступлением главы МЧС Владимира Пучкова. Он сообщил, что семьи погибших шахтеров шахты "Воркутинская" получат из федерального бюджета по 1 миллиону рублей дополнительно к выплатам со стороны регионального бюджета и бюджета предприятия. Кроме того, государство берет на себя расходы на погребение и доставку тел погибших в регионы их проживания.
Пострадавшие в результате аварии, получившие легкий вред здоровью, получат по 200 тысяч рублей, получившие средний и тяжкий вред здоровью - по 400 тысяч. Пучков отметил, что помощь будет оказана и детям погибших горняков. "Те ребята, которые пойдут поступать в учебные учреждения системы МЧС России, смогут это сделать в упрощенном порядке", - пообещал министр.