15.02.2013 00:11
Культура

В российский прокат выходит фильм "Мастер"

В российский прокат выходит фильм Пола Томаса Андерсона "Мастер"
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Федеральный выпуск: №33 (6009)
14 февраля в российский прокат выходит фильм Пола Томаса Андерсона "Мастер".
Читать на сайте RG.RU

Для того, чтобы настроиться на режиссерскую волну, достаточно вспомнить такие работы Пола Томаса Андерсона, как фильмы "Магнолия" или "Нефть". Сравнивать картины нельзя, но глубина подхода к людям и их внутреннему миру, философия всего, что происходит в обыденной жизни - вот что общее. Фильмы - не короткие, и если в них не "войти" - можно и уснуть. Действительно, на показе для прессы можно было заметить кинокритиков, которые спали. Но те, кто посмотрел и вникнул, вынесли вердикт, что перед зрителями - один из лучших фильмов этого года. Это было признано и на Венецианском кинофестивале 2012 года, где Пол Томас Андерсон получил "Серебряного льва" за лучшую режиссерскую работу, Филипп Сеймур Хоффман и Хоакин Феникс - Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль. А сам фильм получил высшую награду ФИПРЕССИ, как лучший.

Любителям быстрых и коротких рецензий вполне могут попасться на глаза две аннотации к фильму. Одна - "Демобилизованный моряк с загадочным прошлым не может найти места в послевоенной Америке. Он меняет одну работу за другой, пока случайно не знакомится с харизматичным создателем религиозного культа, известным писателем и философом... " и так далее. Вторая - о том, что фильм - об основателе сайентологической церкви Роне Л. Хаббарде. Как по мне - ни то не правда, ни другое. И уж тем более оба посыла - неважны. Этот фильм - о пустоте и наполнении человеческой души и жизни. О том, что кто-то понимает, что его жизнь течет просто так - от буйка к буйку, и либо не особо парится из-за этого, либо периодически пьет всякую смесь опять же, чтобы не париться. А кто-то воздвигает вокруг себя дворцы из всяких учений, которые пусты и зыбки, как фигурки на песке, и не всегда может признаться себе, близким, поклонникам и ученикам, что это и есть пустота. Просто своеобразно заполненная, но пустота. Фильм о том, что есть жизнь правильная, и  что есть жизнь неправильная. И кто на самом деле правильно живет. Кто есть нормальный, а кто - нет. И еще: на самом деле из фильма непонятно точно, кто на самом деле Мастер.

…Моряк Фредди (актер Хоакин Феникс) приходит с войны. Психологическое состояние тех, кто побывал в этой жестокой мясорубке, описано и снято тысячи раз. И все равно не передаст всех тех кошмаров, что испытывают эти "пришельцы". Фредди мается, не в силах найти себе места в этой жизни. Меняет женщин и работу, не в силах ни к чему прикипеть… Пьет, что не попадя, но от этого не легче. Его бьют, гонят, над ним издеваются. И он бьет в ответ и не может найти покоя своей душе. И вдруг на пути героя встречаются добрые люди. Хорошие такие. Ласковые. Понимающие. Но не знает, видимо, Фредди того, что слишком добрым и заботливым, как правило, чего-то нужно. Он ведется на мнимую ласку и сам не замечает того, как оказывается то ли в секте, то ли в церкви, то ли в некоем чистилище, которое проводит эксперименты над людьми. Лидер этой общины - Ланкастер Додд (Филип Сеймур Хоффман). Но на самом деле основное - правильное - направление жизни лидера создает его жена Пегги (Эми Адамс). Ланкастеру же хочется чего-то неправильного, натурального, ненадуманного - не поэтому ли он берет в общину и приближает к себе Фредди? Проповеднику нереальной надуманной жизни хочется видеть рядом жизнь реальную. Он ведет свою "паству" к чистой душе, без переживаний, но понимает, что есть душа страдающая, которая не может справиться со своими ранами, и она и есть настоящее.

В какой-то момент Фредди начинает понимать, что мир, куда он попал, вовсе не так безоблачен, как кажется. Крупными пятнами проступают перед ним ложь и пороки. Он пытается защитить своих покровителей от нападок, но не понимает, кого от кого именно нужно защищать. Чувствуя разочарование Фредди и его неверность идеалам, Ланкастер и окружение пытаются наказать его. Кроме того, стремятся внушить бедняге, что он совсем запутался. Фреди и так понимает, что запутался, но перестает видеть выход именно в этом окружении. Более того, он все яснее видит, что перед ним - люди, которые хотя и проповедуют учение о спасении души, но на самом деле не могут скрыть того, что сами блуждают в потемках, ни в чем не видя смысла…

Фредди - он же Мастер в итоге выбирает свободу - такой, какая она есть в его собственном представлении. Он разрывает с сектой, что в реальной жизни практически неисполнимо и предается простым человеческим радостям.

Кстати

"Мастер" - первый за долгие годы фильм, снятый в уникальном пленочном формате 65 мм. Это позволило характерно передать эпоху, в которую происходит действие и добиться неповторимой картинки. Более того, в некоторых городах зрители смогут посмотреть "Мастера" с помощью проекторов 70мм - такие кинотеатры еще остались.

Мировое кино