С таким предупреждением выступил ряд экспертов на основе математических моделей развития дорожной ситуации. В частности, они считают, что хорды создают риск заторов или даже транспортного коллапса в Отрадном, у метро "Владыкино", на пересечении Большой Академической улицы с Ленинградкой, на Ярославке на пересечении с МКАД и на объездных рокадных путях через Локомотивный проезд.
Так ли это - беседую с одним из участников математического моделирования Алексеем Петуховым, экспертом в области интеллектуальных транспортных систем и информационной безопасности.
Хорды казались панацеей от пробок, а совсем не их источником. Что не учли?
Алексей Петухов: Я один из участников прогнозов, поэтому отвечу лишь за свою часть моделирования. Дело в том, что площадь улично-дорожной сети Москвы не соответствует принятым нормативам. Соотношение площади дорожной сети к прочей территории у нас всего 9%, а надо втрое больше. Новые рокады и развязки существенно не увеличат площадь, а значит, не смогут кардинально повлиять на ситуацию.
Строим хорду, и одновременно сюда, в районы крупных офисных центров, устремляются потоки машин. Концентрация транспорта возрастает, ведь раньше здесь вообще не ездили, а теперь машины будут втискиваться в поток, идущий по основным вылетным магистралям. На Ярославском шоссе, на Ленинградке, на Дмитровке - здесь от одной до другой развязки короткая дистанция.
И что же - отказаться от хорд?
Алексей Петухов: Власти, на мой взгляд, все делают правильно, и отказаться надо не от хорд, а от передвижения по хордам на частном транспорте. Спасение - в развитии общественного транспорта. И еще: надо создавать условия, чтобы человек работал рядом с домом. Только так снимем нагрузку на дорожную сеть.
Что делать тем, кто не найдет работу рядом с домом, но и не захочет пересаживаться в автобус?
Алексей Петухов: Соблюдать правила дорожного движения. Я участвовал в исследованиях, которые показали: можно серьезно уменьшить пробки, если убедить всех водителей соблюдать установленную скорость, поворачивать из своих полос и отказаться от частых перестроений для обгона.
Пример: при повороте направо вы перестроились в правую полосу не за 250 метров, а всего за 100. Мелочь? Но вы уже нарушили математику потока.
Теперь - скорость. Система устроена так, что информация о трафике сводится по разным технологиям в центр управления. Система прогнозирует на 15 минут вперед изменение ситуации в городе и выдает команды на светофоры. Математика прогнозирования строится на сложных формулах. Если поток негармоничен, то возникают погрешности. Из-за них и выдаются не самые эффективные команды для светофоров. Это - если упрощенно, на самом деле система устроена сложнее.
Все-таки не понял: превышая скорость, как я "сбиваю" систему?
Алексей Петухов: Вот кто-то первый рванул со светофора, дальше - психологический эффект: если дорога относительно свободна и кто-то едет быстрее вас, то среднестатистический водитель добавляет газу. Волновой инстинкт, но поток будет неравномерным. Когда первая машина уже тормозит у следующего светофора, последние только разгоняются. Итог: все пространство дороги заполнено. Датчики на светофорах отслеживают трафик. Их алгоритм на обывательский язык перевести сложно, но работает система примерно так: если скорость потока неоднородна и не соответствует заложенным для управления потоками (согласитесь, 90 - 100 км/ч и не может соответствовать, когда разрешенная скорость 60 км/ч), то получаем колебания, волну. И именно линейные ускорения становятся пробкообразующим фактором.
При этом водитель искренне не понимает, почему надо ехать на 60, когда дорога позволяет 100. Но с точки зрения науки ограничения скорости установлены как раз для того, чтобы он быстрее добрался из точки А в точку Б.
При определенных условиях, рванув и создав волну, вы через 15-30 минут спровоцируете систему перенастроиться так, чтобы разбить ваш поток на маленькие потоки. И затем управлять ими. А значит, что вы будете стоять на всех последующих светофорах.
Совет читателю: какие сервисы о пробках, с точки зрения эксперта, сегодня самые удачные?
Алексей Петухов: "Яндекс-Пробки" и аналогичные сервисы, например от Mail. Довольно удачный проект Департамента транспорта: МПП Lite - позволяет найти ближайшую парковку: указаны режим работы, наличие свободных мест. Удобно: выехал из дома на машине, сориентировался - нет, к намеченному времени не успеваю. Забронировал место, оставил машину, пересел в метро. Сам так и езжу.
В Москве площадь улично-дорожной сети - 9%. По мировым нормам должно быть 20 -25%.
В Москве зарегистрировано 4,5 млн автомобилей. Еще 3 млн авто в Московской области, из которых 600 тыс. въезжают и выезжают в столицу ежедневно.
На МКАД до 30% потока - тяжелые грузовики, половина из которых транзитные, они не обслуживают потребности Москвы.
Московское парковочное пространство - http://parking.mos.ru/search_map/
Скачать программу для мобильных устройств - http://www.mos.ru/mserv/mppliteApp