14.02.2013 00:42
Экономика

Мосгортранс: Турникеты обходятся Москве дешевле контролеров

В столице намерены перевоспитать пассажиров
Текст:  Светлана Батова
Российская газета - Столичный выпуск: №31 (6007)
"Турникеты в наземном транспорте нужно отменять. Но только после того, как все "зайцы" поймут: проезд - это товар. Не купил - идешь пешком". Так на заседании Общественной палаты, посвященном борьбе с пробками, заявил Кирилл Бесценко, замруководителя департамента транспорта Москвы.
Читать на сайте RG.RU

Напомним, убрать "рога на входе" в общественный транспорт Сергей Собянин обещал к 2015 году. В качестве эксперимента турникеты уже отключили в полуэкспрессных маршрутах автобусов. И выручка в них теперь на 25% ниже, чем на других маршрутах. Эксперты признают: за десять лет контроля турникетами москвичей научили ходить строем через переднюю дверь, где установлен валидатор, но никак не платить за свой проезд. Главная же претензия к турникетам у пассажиров - слишком долгая посадка и, как следствие, не самая быстрая езда. Из-за этого часть москвичей, как бы их ни зазывали, автобусом не ездят. Кирилл Бесценко, отвечающий в дептрансе за наземный транспорт, говорит: "Турникеты не только оскорбительны для пассажиров, которые честно платят за проезд. Они снижают скорость общественного транспорта. Но убрать их невозможно из-за психологии наших "зайцев". Для них - доблесть не заплатить в электричке, метро или наземном транспорте. Нужна кампания по объяснению необходимости оплаты проезда. Чтобы люди платили не потому, что над ними стоит контролер или турникет не пускает, а понимая, что они покупают услугу. Как в магазине - не заплатил, сиди без хлеба".

За 10 лет контроля турникетами людей научили ходить строем через переднюю дверь, а не платить за проезд

Оппонент дептранса в Общественной палате руководитель "Союза пешеходов" Кирилл Янин заявил, что вместо турникетов сразу надо было просто побольше набрать контролеров. Но есть немаловажный фактор - содержание одного контролера обходится городу примерно в 30-40 тысяч рублей в месяц, а турникета, по подсчетам фонда "Городские проекты", - 900 долларов в год. Всего же за пять лет "турникетизация" обошлась Москве в 40 млн долларов, а выручка "Мосгортранса" увеличилась почти на 40 процентов . Кроме того, стало точно известно, сколько на самом деле ездят многочисленные льготники, проезд которых оплачивает транспортникам городской бюджет.

Сейчас в Москве в наземном транспорте работают и контролеры "Мосгортранса", и специально созданного ГКУ "Организатор перевозок", а разбираться со штрафниками все равно чаще всего приходится в полиции. Работа психологически очень неблагодарная - как правило, на защиту "зайцев" грудью встает чуть ли не весь автобус.

"Это все идет из психологии 90-х, - считает Кирилл Бесценко. - Тогда, с одной стороны, раздали много льгот, а с другой - общественный транспорт ходил так плохо, что люди не могли никуда уехать. С тех пор они считают, что это им должны, а не они обязаны платить за проезд. Но те времена давно прошли. Город сейчас много делает для того, чтобы общественный транспорт стал по-настоящему удобным, и жителям тоже пора понять, что за это надо платить".

Опыт зарубежных стран говорит о том, что выход один: неотвратимость наказания, то есть штраф, и немалый. К такому же выводу пришли и эксперты фонда "Городские проекты" Илья Варламов, Максим Кац и Антон Буслов. "За месяц тирании, - говорят общественники, - граждане притерпятся к новой системе. Вот после этого и можно отключать турникеты, объяснив при этом, что на маршрутах, где выручка упадет, турникеты вернут". Свои предложения фонд уже отправил в департамент транспорта, где разделяют эту точку зрения.

Общественный транспорт Москва Столица