Зато впервые за сто лет в нашей стране вновь будут пущены двухэтажные вагоны в поездах дальнего следования. Они будут ходить между Москвой и Адлером.
Неприбыльные поезда постепенно исчезают из расписания с начала года. С 15 января прекратили курсировать 20 таких поездов. С июня не будут назначены 44 поезда, которые обычно выводились на линию летом. И если учесть еще и те сезонные составы, которые дополнительно вводят на южных направлениях, то всего в депо останутся 235 поездов. Среди них - и поезда с недорогими плацкартными и общими вагонами. Стоимость поездок в таких вагонах частично субсидирует государство.
"Мы вынуждены пойти на такие решения, но другого выхода нет", - заявил журналистам глава Федеральной пассажирской компании (ФПК) Михаил Акулов. Дело в нехватке средств у железнодорожников. Последние два года они за счет собственных средств финансировали перевозку пассажиров в конце года - в ноябре и в декабре. И недополучили от государства 14 миллиардов рублей. Столько должны были составить субсидии.
Для того, чтобы такая проблема не возникала в дальнейшем, государство должно определиться, по каким маршрутам и направлениям, в каких видах вагонов население сможет ездить по регулируемым тарифам. Заказчиком субсидируемых перевозок может быть минтранс, считает Акулов.
Схему определения маршрутов он предлагает составлять по аналогии с тем, как будет работать программа субсидирования авиасообщения в Приволжском федеральном округе. В ней определена четкая сетка маршрутов и количество пассажиров. Железнодорожники смогут выполнить тот заказ, под который у государства будут достаточные средства, чтобы возместить потери перевозчика от установления государственных тарифов, пояснил Акулов.
Уже подготовлен проект закона "Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в России". Он сейчас находится в Минюсте на согласовании.
Как пояснили "РГ", в Минтрансе, обсуждение законопроекта идет с августа прошлого года. А в марте последняя редакция этого документа должна быть внесена в аппарат правительства. Акулов надеется, что законопроект о госзаказе на железной дороге будет принят в этом году. И тогда у железнодорожников будет больше возможностей для обновления парка.
Они смогут лучше рассчитывать финансовые потоки. В этом году ФПК не планирует заключать новых договоров на производство вагонов, а только принимает те, что приходят по прежним контрактам, сожалел Акулов.
Кстати, среди новых поступлений - и двухэтажные вагоны в поездах дальнего следования. Последний раз такие вагоны курсировали в России при Столыпине. В начале двадцатого века это были теплушки. Сейчас речь идет о комфортабельных поездах с купе на два и четыре человека. Не исключено, что в составах будут и сидячие вагоны.