Сначала на мой сайт написали, что молодежная театральная студия в Зеленограде поставила мою пьесу "Любовь в двух действиях..." Есть, значит, такая студия...
Потом актриса Елена Кольчугина рассказала, что в средней школе создала театр и что у них премьера - внимание!!! - Торнтон Уайлдер "Наш городок". Думаю, дело серьезно закрутилось - поскольку пьесу эту не каждый взрослый коллектив осилит. Есть, значит, и такой театр.
Потом знакомые рассказали, что в Выставочном зале федеральных архивов - выставка "Писатели и интеллектуалы: между Россией и Францией". Говорят, поразительные документы собраны, рассказывающие об уникальных людях. Вот оно как: есть у нас, значит, и такой выставочный зал.
А потом выяснилось, что скоро в Москву приезжает сам Леонид Чижик - выдающийся джазовый пианист, кумир моей молодости. Последний раз я слышал его в кинотеатре "Октябрь" - старом, не перестроенном. Были времена, когда джазовый пианист - один! - без подтанцовок - собирал огромный зал. Времена изменились, Чижик уехал в Германию. И вот - приезжает!Куда? В каком зале будет играть?Оказалось, в джазовом клубе. Что ж, как говорили в одном любимом фильме: "Будем искать!"
Информация продолжает сыпаться. В голову, в душу... Куда еще ей, информации, деваться? Постепенно информация соединяется в вывод: культурная жизнь в столице бурлит не только в тех местах, о которых пишет пресса и рассказывает телевидение.
Недавно убедился в этом практически на собственном примере. Моя дочь, Ксения Адамович сняла свой первый короткометражный фильм "Я был здесь". Где его показывать? Только в клубе - где же еще?
Пресса и телевидение рассказывают, как правило, про одно и то же - про модное. Модный режиссер поставил Оскара Уайльда так, что все поняли: Уайльд писал о России, конкретно - о России ХХI века. Как про это не написать? А про школьный театр, который ставит Уайлдера... Это ж совсем иное дело, совсем, как говорится, иной коленкор...
И, главное, я не могу сказать, что это логика неправильная: пресса и телевидение всегда рассказывали и рассказывать будут про модное: про модных режиссеров, художников, актеров. Раньше лица бывали: красивые, одухотворенные, некрасивые... Всякие. Нынче это никакого значения не имеет, нынче бывают медиалица и остальные.
Про медиалиц все пишут. "Остальные" работают. Занимаются искусством. Иногда им даже удается сделать нечто более интересное, чем медиалицам. Но об этом знают лишь поклонники.
Анна Бутурлина - известная джазовая певица. Она создала абсолютно уникальную программу, под названием "Джазовый акцент. Песни из советских кинофильмов". Программа показывалась в небольшом джазовом клубе. Клуб был забит, что называется , "под завязку", то есть нас было, думаю, человек сорок.
Что сделала Бутурлина? Она в джазовой манере аранжировала шлягеры из советских кинофильмов. А потом спела их. Аккомпанировали Ане виртуозные джазовые музыканты (я отвечаю за этот эпитет): Олег Стариков - фортепиано, Иван Катков - контрабас, Алексей Беккер - барабаны. Повторю еще раз: это уникальные музыканты. То, что они известны узкому слою любителей, - печально, скорее, для нас, чем для них.
Что делают эти люди во главе с Анной? Они не просто поют, - они играют с песней. Знаете, так иногда взрослые одевают ребенка в новую одежду, а потом играют с ним.
Бутурлина "со товарищи" одела песни в одежды джаза. Песни зазвучали по-новому: неожиданно и очень страстно. Кому-то это ужасно не понравится, потому что непривычное и новое всем нравиться не может. Зал джазового клуба, простите, визжал от восторга. Разве можно остаться равнодушным, когда, скажем, "Шаланды, полные кефали" превращаются в поразительную джазовую миниатюру, а не менее знаменитая "Парней так много холостых" в по-настоящему трагическую песню?
Пусть кого-то злит непривычное исполнение привычных песен. Нормально. Я точно знаю, что на новой программе Бутурлиной равнодушных не будет. И потому, что это - абсолютно своеобразно. И потому еще, что даже недоброжелатели не смогут не заметить, сколь серьезно она подходит к делу и как аранжировщик, и как исполнитель.
Я видел Аню два раза в своей жизни: первый, когда она пришла ко мне на эфир программы "Наблюдатель", второй - во время концерта. Я даже не знаю, есть ли у нее продюсер. Я понятия не имею, какую жизнь она предполагает для своей новой программы.
Я только убежден, что такую программу может и будет смотреть больше, чем сорок человек... На мой скромный взгляд, это вообще событие в музыкальной жизни. А событие должно стать достоянием многих.
...А вот еще сказали, что в музее геологии открылся новый концертный зал, и там чудесные концерты проходят и детские праздники.
Маленькие залы. Скромные театры без звезд. Народные театры, которые есть и в которых иногда происходят очень интересные события. Небольшие джазовые клубы. Не раскрученные музейные пространства.
Все это есть. Все это находится совсем рядом. Все эти немодные, а значит, не интересные для прессы и телевидения места. Все это не существует виртуально, но существует как факт. И иногда здесь рождается подлинное искусство.