Основной вопрос, который волнует сегодня многих бухгалтеров, нужно ли в 2013 году готовить промежуточную отчетность, ведь новый ФЗ N 402 освободил компании от необходимости представлять промежуточные сведения в налоговую инспекцию. "Получается, что с 1 января 2013 года в налоговые органы мы будем представлять исключительно годовую бухгалтерскую отчетность. Но сотрудники компаний часто спрашивают, как же быть с промежуточной отчетностью, зачем ее составлять? Минфин в своем документе ПЗ-10/2012 дал комментарий о статусе промежуточной отчетности: компании обязаны ее составлять, так как этого требует действующее правило бухучета (ПБУ). Именно поэтому необходима переработка действующих ПБУ, так как в будущем предполагается, что промежуточную отчетность не нужно будет составлять за каждый отчетный период", - говорит Ирина Мамина, генеральный директор Аудиторско-консалтингового партнерства Маминой. Промежуточная отчетность становится тем документом, который компания составляет для себя. При этом у налоговых органов остается возможность проверить соблюдение организацией законодательства. Инспекции могут затребовать комплект промежуточной отчетности, к примеру, в рамках камеральной проверки.
Также много вопросов вызывает применение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). В 2013 году их обязаны применять лишь несколько категорий налогоплательщиков: кредитные и страховые организации, работающие с ценными бумагами и предоставляющие консолидированную отчетность. Заявить о переходе на МСФО организация может только один раз. Поэтому компании решатся сделать это, только будучи уверены в своих силах и знаниях специалистов. Кроме того, для годовой отчетности необходимо с использованием международных стандартов представить показатели двух сопоставимых налоговых периодов, то есть за два финансовых года. Получается, компании составят отчетность по МСФО за 2012 год, заявят о переходе в 2013 году, и в марте 2014 года предоставят в налоговые органы отчетность по МСФО за два налоговых периода.
Не успел ФЗ N 402 заработать в полную силу, как для него стали готовить поправки. Первое важное изменение: индивидуальные предприниматели (ИП) вне зависимости от режима налогообложения вправе не вести бухучет и не предоставлять бухгалтерскую отчетность. На сегодняшний день такие льготы предприниматели могут применять, но в самом тексте Закона "О бухгалтерском учете" освобождение их от этой обязанности прописано не очень четко. В статьях 2 и 6 ФЗ N 402 сказано, что ИП, которые ведут налоговый учет и уплачивают налоги на основании книги учета доходов и расходов, могут не сдавать бухгалтерскую отчетность. Из поля зрения закона выпали те предприниматели, которые работают на едином налоге на вмененный доход и не ведут книг. Поэтому ФНС и минфин были вынуждены с помощью совместных писем успокаивать предпринимателей и разъяснять, что все ИП могут пользоваться освобождением. Но законодатели планируют более четко прописать этот момент.
Поправки не затрагивают компании на УСН, которые с 2013 года обязаны вести бухучет и сдавать отчетность. Это требование вызывает сложности у представителей малого бизнеса. Основной вопрос: с какого момента "упрощенцы" должны начать вести бухучет? ФЗ N 402 не содержит переходных периодов. "Есть письмо минфина от 23 октября 2012 N 03-11-09/80, где специалисты говорят о том, что отчетность за 2012 год должна быть представлена в полном объеме. Если компания на УСН не вела бухгалтерский учет в 2012 году, она может подготовить минимальный пакет сведений по очень укрупненным группам показателей, который уместится на одной странице. Новый формат упрощенной отчетности для "малышей" установлен приказом минфина N 113 от 17 августа 2012 года", - говорит Ирина Мамина.
Поправки в ФЗ N 402 касаются и ответственности за правильность составления первичных документов. Изменений в этой области планируется два. Одно положительно скажется на работе бухгалтеров, второе может обернуться для них дополнительными и обременительными обязанностями. Так, в законопроекте сказано, что лицами, ответственными за правильность оформления фактов хозяйственной жизни, являются те сотрудники, которые непосредственно составляют учетные документы. То есть бухгалтера освободили от ответственности за "первичку", которую он не составлял и не подписывал. Отрицательным же фактом является предложение обязать работника не регистрировать первичные учетные документы, если они составлены по мнимым объектам бухгалтерского учета, подтверждают не осуществленные расходы или не имевшие места факты хозяйственной жизни. С принятием этой поправки бухгалтеру, принимающему к учету "первичку", отводится роль сыщика, который должен установить все нарушения в проводимых компанией сделках. Такие выводы может сделать только суд. А бухгалтера следует обязать после вынесения решения арбитрами незамедлительно исключить из регистра учета первичные документы, составленные с нарушениями. Так как основная функция бухгалтера сводится к фиксированию операций компании, а не к расследованиям.