В сущности, это новая попытка ведомства возродить те формы государственного воздействия на наш кинорепертуар, которые успешно зарекомендовали себя в советской киноиндустрии: продюсер (в данном случае государство) готов вложить деньги в фильмы тех жанров и тематического круга, которые представляются ему важными, актуальными и способными привлечь массового зрителя. Перед нами своего рода "тематический план", который министерство готово поддерживать.
В перечне тем, предлагаемых для разработки, мне кажется, есть много интересного, что в талантливом исполнении могло бы стать событиями нашей жизни. Нам напоминают о существовании таких практически забытых новорусским кино жанров, как семейная комедия, романтическая мелодрама, научная фантастика, байопик о современных историях успеха, молодежная драма и даже социально-производственная драма - этот жанр пользовался реальной популярностью в СССР, но теперь в кинокругах его предали осмеянию. И только недавно, с фильмами Бориса Хлебникова, он постепенно начал возвращаться на экраны ("Долгая счастливая жизнь", показанная в берлинском конкурсе, - типичная социально-производственная драма новых времен).
В числе приоритетных направлений, которые готово финансово поддержать министерство культуры, - экранизации классики и современной литературы, драмы о ценности человеческой жизни и ответственности каждого за свой выбор, о людях науки. О толерантности - качестве, которое напрочь исчезает из российского быта, причем, нередко, стараниями нашего кино, ставшего порой опасно нетерпимым, - такое кино не просто отражает агрессивность общества, но и ее легализует, штампует, умножает. Так что напоминание о необходимости лечить общество от этой нетерпимости - в том числе и средствами кинематографа - более чем актуально. Есть "целевые" установки, которые мне кажутся важными. Важно, например, подтолкнуть фантазию творцов к популярной во всем мире теме жизни людей с ограниченными возможностями - жизни, часто граничащей с подвигом. В нашем кино эта тема не появлялась едва ли не со времен "Повести о настоящем человеке", но тогда она была связана с реальными событиями Отечественной войны. В дальнейшем кино старательно избегало этой темы, хотя даже последние параолимпийские игры показали такие "ограниченные возможности" наших атлетов, что впору позавидовать их силе духа и воле к жизни.
В категории фильмов-дебютов государство готово оказать финансовую помощь, в частности, создателям картин на языках народов РФ. Это важно для развития национальных кинематографий, которые в последние годы обнаруживают впечатляющие потенции - как, например, кино Якутии, которое доселе практически не существовало.
Скорее всего, новая инициатива министерства вызовет очередной град критики - в части нашей прессы уже вполне обозначилась тенденция отстреливать все, что идет от государства. Этот скепсис граничит с упертостью, а главное, в качестве альтернативы он предлагает некую утопию: мол, давай деньги, но не ставь условий. Между тем постсоветское кино уже вдоволь отведало плодов новой цензуры, которую жестко осуществляют продюсеры: подстраиваясь под "зрительский спрос", как они его понимают, частные инвесторы вкладывают деньги чаще всего в "коммерческие" проекты, работающие на понижение уровня как кино, так и его аудитории. Государство предпринимает попытки инициировать кинопроекты, которые могли бы вернуть кино способность не только потешать или ужасать публику, но и помогать людям найти свое место в активной созидательной жизни.
Вот список лотов, предлагаемых новым конкурсом Министерства культуры на 2013 год:
Игровое кино
По 28 миллионов рублей государство готово выделить победителям, которые представят проекты на темы:
1. Лирическая комедия о подвиге простых людей.
2. Мелодрама о судьбах людей с ограниченными возможностями.
3. Экранизация отечественной классики.
4. Экранизация современного литературного произведения.
5. К 400-летию Дома Романовых.
6. Психологическая драма о научной, изобретательской деятельности.
7. Драма о малоизвестных страницах истории Великой Отечественной войны.
8. Биографический фильм о современной истории успеха.
9. Семейная комедия.
10. Остросюжетная драма.
11. Научно-фантастический фильм.
12. К 700-летию преподобного Сергия Радонежского.
13. Социальная драма о ценности человеческой жизни и ответственности каждого за свой выбор.
14. Фильм о толерантности и межнациональных отношениях в современном обществе.
15. Фильм о поиске и воспитании истинных духовных и нравственных ценностей современной молодежи.
16. Докудрама о подготовке к Олимпиаде 2014 г. в Сочи.
17. Социальная драма о взаимоотношении отцов и детей.
Для поддержки десяти проектов кинодебютантов государство выделяет по 25 миллионов рублей на следующие темы:
1. Историко-биографический фильм.
2. Социально-производственная драма.
3. Романтическая мелодрама.
4. Социально-психологическая драма о молодых ученых.
5. Комедия из жизни нашего современника.
6. Остросюжетная молодежная драма на современном материале.
7. Фильм на национальном языке народов Российской Федерации.
8. "Мелодрама о толерантности в современном обществе".
9. "Полнометражный альманах, состоящий из нескольких дебютных новелл".
10. "Драма о жизни и самореализации людей с ограниченными возможностями" .
Отдельный лот предлагает открытый конкурс на право заключения государственного контракта на создание игрового национального кинофильма с частичной государственной финансовой поддержкой на тему: "Юмористический киножурнал для детей". (12 выпусков по 10 минут). Цена вопроса - 25 миллионов рублей.
Неигровое кино
Всего 60 тем, которые можно сгруппировать в следующие разделы:
1. Актуальные современные темы.
2. История России:
"Об истории Соловецких островов".
"К 400-летию династии Романовых".
"К 300-летию города Омска".
"К 800-летию первого упоминания в летописях города Кострома".
"К 100-летию арктических экспедиций".
"К 100-летию единения России и Тувы и основания г.Кызыла".
"К 150-летию Московского зоопарка" и др.
3. История СССР:
"К 80-летию эпопеи челюскинцев".
"К 80-летию северного морского пути".
"К 95-летию начала Гражданской войны в России (1918-1922 гг.)".
"О тайнах отечественной дипломатии".
4. Народы России, национальные проблемы
5. Первая мировая война
"К 100-летию Первой мировой войны".
"Первая Мировая война - забытые имена" и др.
6. Великая Отечественная война (всего 6 тем)
7. Культура
"К 250-летию Государственного Эрмитажа".
"Об истории отечественного градостроительства - от русского зодчества до современной архитектуры".
"К 50-летнему юбилею театра на Таганке".
8. Персоны
"О российском политике конца ХХ века".
"К 100-летию со дня рождения композитора Т.Н.Хренникова".
"К 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова" и др
9. Спорт
"Всемирная Универсиада в Казани".
"О паралимпийском движении".
"О подготовке к Олимпиаде 2014 в Сочи".
Александр Митта, кинорежиссер:
- Мне эта идея нравится. Она напоминает мне времена, когда люди в кино работали под конкретные идеи. Кроме того, человек, который дает деньги, имеет право требовать за них что-то вполне реальное. Но я хочу понять, подо что будут даваться деньги. Если под намерения - это будут деньги на ветер. Если же у тебя есть законченный сценарий, который ты будешь снимать, есть команда, с которой ты работаешь, есть режиссерский сценарий и раскадровка - материалы, из которых можно понять, как будет от кадра к кадру развиваться твоя идея, - тогда это проект.
Вадим Абдрашитов, кинорежиссер:
- Я к этой инициативе отношусь позитивно. И есть надежда, что все это будет работать. Хочу думать, что эти тематические формулировки достаточно условны и трактоваться будут достаточно широко. Потому что в документе перечислен весь тот круг проблем и жанров, которыми кинематограф так или иначе занимается. Но я согласен: важно, что обратили внимание на многие забытые современным кино темы.