Все это - последовательные шаги по реализации Государственной программы развития отечественной фармпромышленности. А в ней поставлены важные цели: к 2018 году доля отечественных препаратов из перечней стратегически значимых и жизненно важных должна достичь 90%, а доля на общем рынке в денежном выражении - 50%.
Цель трудновыполнимая хотя бы потому, что в 2012 году, по данным аналитического агентства DSM Group, лекарства зарубежного производства занимают около 85% от общего объема государственных закупок. При этом в госпитальном сегменте импорт достигает 70%, а в программе дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий - 86%. Ясно, что одними заклинаниями "Покупай отечественное!" дело не поправить, нужны меры поддержки отечественных производителей и ограничения для импорта.
По закону все государственные и муниципальные медицинские учреждения должны закупать лекарства только на конкурсной основе. Согласно проекту постановления, в заявку на участие в торгах поставщик будет обязан включать только препараты отечественного производства, если в госреестре лекарств их представлено два и более. Закупка импортных лекарств будет допускаться только в тех случаях, когда отечественный препарат один или таковых вообще нет.
Но какие же препараты считать отечественными? Несколько лет участники рынка просили дать ясную дефиницию этому понятию. Ведь многие иностранные компании локализуют в стране свои производства, но в основном лишь "сборочные" - лекарства на них фасуют, маркируют и упаковывают. Теперь минпромторг предлагает четкие критерии - с 2014 года отечественными будут считаться только лекарства, субстанция или готовая форма которых производится на территории России, то есть произведенные на предприятиях полного цикла. Лишь до конца текущего года в этом статусе останутся и "отверточные" препараты.
Предложенные меры вызвали большое беспокойство зарубежных фармпроизводителей, работающих на российском рынке. Одни обращают внимание на то, что пациенты могут остаться без нужных лекарств, если отечественные производители не смогут обеспечить все потребности.
- Но в самом документе создание подобной ситуации не допускается, - возражает генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев. - Тут явная подмена понятий: опасения за собственную прибыль именуются заботой о пациенте. Более того, наша ассоциация направила предложения по включению в него еще одного пункта: если на участие в торгах не поданы заявки от российских производителей, это ограничение не действует, иностранные поставщики допускаются до аукциона. Импортеры сегодня боятся потерять ту часть фармрынка, которую "импортозаместила" Россия, и поэтому стараются ударить по государственной поддержке российского производителя.
Другие иностранные фармфирмы опасаются, что придется вообще уйти с российского рынка.
- Зарубежные компании не смогут начать производство полного цикла в России в указанные сроки, - считает глава представительства международной группы фармкомпаний Ipsen в России Марина Велданова. - Локализация - это многолетний проект, который не может быть выполнен за год, нужны минимум 2-3 года.
А как предложенные меры согласуются с планом развития конкуренции на фармацевтическом рынке, недавно утвержденным правительством?
- У нас есть три возражения, - ответил на этот вопрос "РБГ" начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы России Тимофей Нижегородцев. - Во-первых, его нельзя принимать без решения вопроса о взаимозаменяемости лекарств, на чем мы давно настаиваем. Постановление будет лишь стимулировать "полиформизм". Это когда производитель заново регистрирует тот же препарат с незначительно измененной дозой или формой введения для устранения потенциальных конкурентов. А он и так распространен на нашем рынке. Во-вторых, многие из препаратов, внесенных в госреестр, вообще не обращаются на рынке. Получается, что госорган будет опираться на данные реестра, а фактически этих производителей на рынке нет. Наконец, еще до составления конкурсной документации необходимо выяснять, какие объемы лекарства производитель может поставить. Это не выясняется, лоты формируются под большие объемы. В результате победителем в торгах выходит посредник, который собирает в свою заявку объемы всех производителей, - никакой конкуренции нет, а значит, и цены не снижаются. Я считаю, что предложенный проект является документом с непросчитанными последствиями.
- Протекционизм, конечно, возможен, - размышляет директор Института экономики здравоохранения НИУ "Высшая школа экономики" Лариса Попович. - Но не стоит забывать о рамках, которые на нас теперь накладывает членство в ВТО. В последнее время минздрав предлагает поправки к Закону "Об обращении лекарственных средств", которые по отдельным позициям поддерживают скорее импортные лекарства. Минпромторг, напротив, защищает интересы отечественного производителя. И самое печальное, что никто не думает об интересах населения, а ему нужны гарантии, что будут доступны высококачественные, безопасные и эффективные лекарства, а импортные или отечественные - это уже второй вопрос. Это говорит как об отсутствии координации в ведомствах, так и о том, о чем эксперты твердят не первый год: нам необходима национальная лекарственная политика - баланс интересов своей фармпромышленности и своего населения. А ее нет. Вот и получается, что осмысленная стратегия индустрии побеждает неосмысленную стратегию обеспечения лекарствами людей.