19.02.2013 00:40
Экономика

Поправки в закон об ОСАГО озадачили страховщиков

Страховщики боятся разориться на "автогражданке"
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №6 (884)
Внесенные в декабре правительством России поправки в закон об ОСАГО горячо обсуждаются не только в Госдуме, но и в обществе.
Читать на сайте RG.RU

В частности, в законопроекте предусмотрено поэтапное увеличение страховых сумм, в пределах которых страховщик возмещает вред, причиненный жизни, здоровью потерпевшего, со 160 тыс. до 500 тыс. рублей на каждого потерпевшего; в части возмещения вреда, причиненного имуществу, - со 120 тыс. до 400 тыс. рублей на каждого потерпевшего. Также расширен перечень лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего.

Поправки могут кардинально изменить ситуацию на рынке ОСАГО. По словам директора по страхованию автогражданской ответственности СК "Альянс" Андрея Антохонова, ситуация с ОСАГО в последнее время значительно осложнилась. Действующая судебная практика значительно повышает уровень выплат за счет всевозможных пени и штрафов, большинство из которых не улучшают финансовое состояние пострадавшего, а идут на обеспечение многочисленных юридических посредников, для которых страховые компании стали источником дохода. Одновременно с этим планируется увеличение страховых сумм, причем весьма существенное. Соответственно, ощутимо возрастут и выплаты по новым страховым суммам, что должно адекватно отразиться на страховых тарифах.

А. Антохонов считает, что принятие поправок может привести к полному или частичному уходу страховых компаний из отдельных регионов. Причем некоторые страховщики уже сделали определенные шаги в этом направлении. Для автовладельцев же это означает сужение выбора вплоть до его полного исчезновения, что скажется на качестве оказываемых услуг и увеличит нагрузку на компенсационные фонды РСА. "Для того чтобы избежать негативных последствий, следует актуарно оценить необходимые корректировки страховых тарифов ОСАГО, при этом оценка должна исходить из экономических предпосылок, а не на социально-политических", - отмечает эксперт.

"Как у автовладельца у меня, несомненно, должно формироваться позитивное отношение к возможному увеличению лимитов ответственности с учетом того, что стоимость ТС, передвигающихся сейчас по дорогам нашей страны, немалая, - говорит директор департамента автострахования компании "БИН Страхование" Роман Воротилин. - Но как у страховщика у меня возникают сомнения в части адекватности стоимости договора ОСАГО увеличенным лимитам. Было бы неплохо, если бы страховщикам, которым предстоит в дальнейшем осуществлять страховые выплаты в рамках будущих новаций, была бы предоставлена информация о том, как рассчитывалась модель предполагаемого увеличения лимитов ответственности для того, чтобы они могли понять заложенную в ней экономическую основу. Не секрет, что ОСАГО - вид страхования, который в основе своей несет социальную составляющую, но реализуют-то его коммерческие страховые компании. И тут инициаторам изменений необходимо ориентироваться не только на социальный запрос, но и на страховщиков, от которых зависит успешность функционирования данного вида".

А по мнению генерального директора КИТ Финанс Страхование (группа Liberty Mutual) Сергея Ковальчука, необходимо перспективное урегулирование этого вопроса со стороны государства, которое учитывало бы интересы обеих сторон: и страховых компаний, и потребителей. Таким решением могло бы стать законодательное закрепление правил определения ущерба и либерализация тарифов. "Конечно, подобные изменения должны вноситься постепенно, - считает он. - Вначале следовало бы ввести "тарифный коридор" или разработать минимальный страховой тариф по ОСАГО. Защита конкуренции - также важнейший инструмент. В этой части важно движение к бездокументарной форме полиса ОСАГО и возможности осуществления продаж посредством интернет-сервисов".

Лидер движения автомобилистов "Свобода выбора", депутат Вячеслав Лысаков считает, что страховщики не правы. По его словам, сам закон об ОСАГО принимался из-за одного аргумента: экономически заинтересовать владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения. А вовсе не для обогащения страховых компаний. "Это они забыли, наверное, - предполагает он. - И с выполнением этого закона страховщиками наблюдаются явные проблемы".

Страхование Страхование