Эти сооружения будут призваны "оттянуть" на себя значительную часть машин, которые загромождают крайние правые полосы движения на загруженных городских улицах. Больше всего таких стоянок вдоль тротуара в центре: в дневное время там скапливается до 16 тысяч автомобилей, а общая потребность в машиноместах доходит до 29 тысяч. Проблема актуальна и для густонаселенного Коминтерновского района, где ночью под парковку задействованы не только обочины, но и дворы - за неимением гаражей экономные владельцы оставляют "железных коней" под окнами и на детских площадках.
При этом количество автомобилей по-прежнему растет темпами, опережающими прогнозы градостроителей позднесоветского периода. По данным УГИБДД, в 2007-м в Воронеже было 175 тысяч зарегистрированных легковых авто, сейчас 340 тысяч. Растет и число тех, кто на своей машине приезжает сюда из других населенных пунктов на работу. Городская агломерация неминуемо поглотит соседние райцентры - Семилуки и Новую Усмань. А значит, транспортные потоки станут еще мощнее.
Между тем за прошлый год в Воронеже появилось всего... 50 парковочных мест - при необходимых 150 тысячах, отметил руководитель регионального УГИБДД Владимир Верзилин:
- Ставить машины на тротуарах - не выход. Мест от этого станет немногим больше. Но главное - как быть пешеходам? Их и так магазины и киоски зажали со всех сторон. Обустроить места для парковок нужно с умом, а не просто оттяпать часть тротуара, чтобы собирать за стоянку деньги.
Под многоэтажные парковки чиновники планируют использовать занятые участки - поскольку свободных неразграниченных земель в Воронеже почти нет. Найдено 57 подходящих площадок (на некоторых уже расположены открытые автостоянки), где вроде бы можно создать около 20 тысяч машиномест. Кроме того, как выяснилось, территории открытых автостоянок зачастую используют неэффективно. Не исключено, что договоры с такими арендаторами будут расторгнуты, а участки предложены инвесторам для возведения паркингов.
Перспективная схема размещения автостоянок предусматривает использование подземного пространства площади Детей и у железнодорожного вокзала "Воронеж-1", а также под проезжей частью на проспекте Революции, улицах Кольцовской и Плехановской. После формирования земельных участков улично-дорожной сети, которое уже началось, их передадут в муниципальную собственность. К слову, инвестором для привокзальной парковки (на месте бывшего трамвайного кольца) может стать железнодорожное ведомство, сообщил Владимир Верзилин.
На подземной парковке перед дворцом спорта "Юбилейный" поместится 150 авто, перед Центральным стадионом профсоюзов - 250, возле главного корпуса ВГУ - 300, на Советской площади - 560, на площади Никитина - 1200. Всего, по сообщению мэрии, на "первоочередных" стоянках в центре Воронежа можно будет разместить 2,5 тысячи легковушек, для чего понадобится вложить порядка 1,1 миллиарда рублей.
В то же время реалистичность проекта вызывает сомнения. На главных улицах даже замена тротуарной плитки не обходится без проблем - земля напичкана коммуникациями. Существующие в центре небольшие частные подземные паркинги обошлись их владельцам в суммы, сопоставимые с озвученным чиновниками объемом вложений в крупные "первоочередные" комплексы. А стоимость парковки там покажется автовладельцам слишком высокой, тем более что места на улице бесплатны.
Так или иначе, по данным мэрии, в разных районах Воронежа уже сейчас строятся четыре подземных автостоянки и два комплекса гаражей, а также небольшая парковка под административным зданием в центре города. Кроме того, четырехуровневый паркинг должен появиться и в заявленной инвестором высотной пристройке к ЦУМу на проспекте Революции.
Стимулировать горожан к использованию цивилизованных парковок будут... штрафами. Так, узкий проезд возле корпуса юридического факультета ВГУ, где машины ставят порой и в два ряда, теперь контролирует видеокамера УГИБДД. За первые сутки она зарегистрировала более 150 нарушений, после чего автомобилей у этой обочины стало меньше. На ряде других центральных улиц применяют мобильные комплексы видеофиксации правонарушений.
Местный норматив градостроительного проектирования, принятый в 2010 году, обязывает застройщиков изначально снабжать новые жилые и торгово-офисные комплексы подземными парковками. На каждые сто "квадратов" площади помещений должно приходиться определенное количество машиномест. Для элитного жилья - три с лишним, для массового - около двух, для офисов, ТЦ и предприятий - семь. Ряд зданий по этим нормативам уже построен, не оставят без парковок и жителей нового микрорайона по улице Шишкова. По крайней мере, в проектную документацию такие мероприятия заложены.
Тем временем анонсирован и другой проект по "разгрузке" улиц - устранение дублирующих друг друга и слишком длинных маршрутов общественного транспорта. В новой схеме улучшена связь с окраинами, но станет меньше возможностей для беспересадочной езды по городу. Предусмотрено шесть линий для троллейбусов и десять - для "социальных" автобусов. Проект вынесен на открытое обсуждение.
Андрей Фурсов, председатель воронежского отделения межрегиональной общественной организации "Город и транспорт":
- Строить в Воронеже многоэтажные паркинги, безусловно, необходимо. Простой пример: на одно рабочее место менеджера в офисном центре приходится вдвое меньше площади, чем на территорию для парковки его автомобиля. Но меры по улучшению ситуации на дорогах надо реализовывать комплексно. Парковка на улицах, прилегающих к многоуровневым автостоянкам, должна быть запрещена либо сделана платной. Что касается новой маршрутной сети, то наши эксперты подавали предложения на этапе ее разработки. Мы учли пожелания воронежцев, предусмотрев три основных изменения - сокращение количества "маршрутов-дублеров", улучшение обслуживания удаленных микрорайонов (Шилово, Тенистый, Машмет, завод "Процессор") и увеличение времени работы общественного транспорта. Троллейбусная сеть должна стать небольшой, но эффективной, охватывающей все районы без значительных затрат на содержание инфраструктуры.