Для торговых сетей это больная тема, поскольку все эти компании активно практикуют использование различных форм стимулирования, говорят эксперты. Однако единой позиции минфина, ФНС и арбитражных судов, как такие премии влияют на налоговую базу по НДС, не существует.
Поправки позволяют решить проблему так называемых ретроспективных скидок. Такую скидку торговой сети предоставляет или выплачивает в виде премии поставщик. Суть ретроспективной скидки в том, что чем больше розничная сеть продает товара, тем дешевле будет этот товар. Но так как расчеты между организациями уже произошли и налоги заплачены, возникает необходимость каждый день, по каждой поставке и наименованию товара выписывать корректировочные счета-фактуры. Это означает огромный дополнительный документооборот.
Законопроект предлагает внести изменения в статью 154 Налогового кодекса и установить общее правило, согласно которому поощрительные премии покупателю за объемы купленных им товаров не влияют на налоговую базу, за исключением случая, когда договором предусмотрено уменьшение цен или тарифов в связи с предоставлением премии.
- Поправки в первую очередь выгодны торговым сетям, которые хотя и выигрывали суды у налоговых органов, но были обязаны корректировать налоговые обязательства по НДС и вести огромный документооборот, связанный с этой корректировкой. При этом отмечу, что данный законопроект не исключает попыток налоговых органов трактовать в "свою пользу" условия договора торговых сетей о предоставлении бонусов и скидок. Этот вопрос рассматривался Президиумом в ВАС дважды, в 2009 и в 2012 годах. По делу компании "Дирол Кэдбери" суд пришел к выводу, что премии и скидки, предоставляемые поставщиком покупателю, меняют цену товара и потому могут корректировать налоговую базу по НДС у поставщика. В 2012 году судьи вынесли аналогичное решение. Минфин предлагает учитывать это постановление ВАС, однако определять налоговые обязательства "с учетом положений вышеуказанного Постановления Президиума ВАС РФ в каждом конкретном случае с учетом условий соответствующих договоров в зависимости от конкретной хозяйственной ситуации", - рассказала управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес-проектам" Кира Гин-Барисявичене.
- Для продовольственных сетей изменения в статью 154 НК будут не существенны. Закон о торговле описывает нюансы выплаты поставщиком продовольственных товаров вознаграждений за продажу определенного объема товаров. Они включаются в цену договора поставки и не учитываются при определении цены товаров. Другие виды поощрений включать в договоры запрещено. При этом не ясно, являются ли "вознаграждение", "поощрение" и "скидка" тождественными понятиями. Федеральная антимонопольная служба до сих пор не высказала своей позиции. Поэтому нет понимания, будет ли ФАС (и ФНС) толковать такие скидки как запрещенные виды поощрения покупателя, - сообщила заместитель руководителя налоговой практики "ФинЭкспертизы" Елена Корнетова.