19.02.2013 00:43
Экономика

Работа почты сможет влиять на счета компаний

Текст:  Ирина Колодина
Российская Бизнес-газета - : №6 (884)
В конце февраля Госдума рассмотрит пакет поправок в законодательство, направленных на борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путем. Разработанные Росфинмониторингом поправки радикально меняют законодательство, касающееся отмывания доходов и уклонения от уплаты налогов. В частности, предлагается изменить само понятие легализации.
Читать на сайте RG.RU

Если законопроект будет принят, к отмыванию доходов будут относиться: невозвращение из-за границы валютных средств, уклонение от уплаты таможенных или налоговых платежей, неисполнение обязанностей налогового агента, а также сокрытие денежных средств и имущества компании, за счет которых должно производиться взыскание налогов.

Кроме того, авторы законопроекта предлагают снизить уголовную ответственность за легализацию, но расширить ее применение, уменьшив в 10 раз (с 6 млн до 600 тыс. рублей) сумму, выше которой операции по легализации преступных доходов относятся к преступлению, совершенному в крупном размере. Появится новое понятие - легализация доходов в особо крупном размере. К ним разработчики относят нарушения законодательства о легализации на сумму более 6 млн рублей.

Еще одна новация касается расширения полномочий налоговых органов. Предлагается обязать банки сообщать налоговикам по их запросу в течение трех дней информацию о наличии счетов и вкладов, об остатках денежных средств на них и давать выписки по операциям с ними компаний, индивидуальных предпринимателей и граждан. Сейчас налоговики имеют право получать информацию только о наличии счетов, а выписки по операциям со счетами могут получать исключительно в отношении компаний и индивидуальных предпринимателей. Одновременно вносятся изменения в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", которые дают возможность через суд снимать режим банковской тайны. При этом служащим банков запретят разглашать сведения о фактах предоставления информации следствию.

- Российскими властями взят курс на деофшоризацию экономики. Но насколько эти изменения будут позитивными? Сегодня Россия входит в число стран - мировых лидеров по деньгам, утекающим в офшоры. С 1990 по 2010 год в офшоры было переведено почти 800 млрд долларов, то есть в среднем по 40 млрд в год. Однако вывод денег из страны - это не всегда безвозвратное бегство капитала за рубеж, и совсем необязательно - оптимизация налогообложения, - считает руководитель рабочей группы по управлению налоговыми рисками ТПП РФ Павел Гагарин. - При активном использовании офшоров происходит реинвестирование денег в экономику России. Ими российский бизнес пользуется не только и не столько для экономии на налогах, сколько для защиты собственности, спасения от недружественных слияний и поглощений, для того, чтобы сделать операции с активами более удобными. Поэтому бороться с офшорами нужно не только с помощью закручивания гаек, но и ослабляя налоговое и административное давление на бизнес, совершенствуя налоговое администрирование".

Законопроект, по мнению Гагарина, станет серьезным шагом в рамках борьбы с офшорами. Некоторые положения законопроекта будут, безусловно, полезны. Другие могут дать негативный эффект.

"В частности, предложенная редакция подразумевает ответственность за сотрудничество с контрагентами, которые по факту не вели никакой хозяйственной деятельности. Даже если у организации не было намерения уклоняться от выплаты налогов, и к отбору партнеров она подходила вполне ответственно, налоговые органы будут вправе доначислять налоги, - предупреждает Павел Гагарин. - Если предложенная Росфинмониторингом редакция законопроекта будет утверждена, налоговики также получат дополнительное право требовать практически весь объем бухгалтерской документации в рамках камеральной проверки. Предполагается, что налоговики получат право требовать объяснений полученным убыткам. А от этого могут пострадать и добросовестные организации".

- Законопроектом предлагается дать налоговикам право блокировать счета организаций, если письмо, посланное налоговым органом, было возвращено почтой. При этом норма никак не защищает добросовестных налогоплательщиков. Даже если почта по каким-то своим внутренним причинам не доставит письмо, налогоплательщик будет нести за это ответственность. Впервые возможность использования собственных денежных средств поставлена в зависимость от работы почты, - возмущается руководитель аудиторско-правового департамента "Градиент Альфа" Татьяна Ильинова.

Точно так же будут страдать компании, чьих адресов не окажется в ЕГРЮЛ по независящим от организации обстоятельствам, или фирмы, вынужденные временно покинуть тот адрес, который значится в реестре.

- Законопроектом вводится новое основание для расторжения договора банковского счета по инициативе банка. Предусматривается, что если банк обнаружит, что через него проводятся незаконные финансовые операции, он может расторгнуть договор. Это хорошая новость для банков. Законопроект также предусматривает новые основания для отказа от заключения и исполнения договора банковского вклада, - отмечает руководитель банковской практики "Пепеляев Групп" Игорь Мармалиди.

Также законопроектом вводится новое понятие бенефициарного владельца. Это физическое лицо, которое прямо или косвенно, самостоятельно или совместно со своими связанными (аффинированными) лицами имеет возможность определять действия и решения клиента. По словам Мармалиди, планируется, что правительством будут устанавливаться критерии отнесения лица к числу бенефициарных владельцев и требования к идентификации подобных лиц. Для банков эти критерии будут устанавливаться Банком России и согласовываться с органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и надзору в сфере финансовых рынков. Если ранее обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и другим имуществом, систематически обновлять информацию о клиентах не имела четкого срока, то теперь будет необходимо обновлять эту информацию не реже одного раза в год. А в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней.

В результате этих изменений могут пострадать и добросовестные налогоплательщики. В законопроекте акцент сделан на подконтрольности и прозрачности инвестиций и расчетов, однако мало места уделено гарантиям и защите прав инвесторов и законопослушных налогоплательщиков.

Налоги Бизнес