- У меня маленький ребенок, ему необходимо 20 граммов сливочного масла в сутки. Как-то я купил пачку масла, открыл ее, а там не масло, а солидол какой-то! - рассказывает Нахапетян о том, как родилась идея организовать партнерство.
Он продал мотоцикл, его друг Сергей - машину. На эти деньги молодые люди и начали проводить первые проверки: просто приходили в магазины и скупали подозрительные пачки масла с прилавков. Опять же за свой счет они отправляли масло на экспертизу, по итогам которой составили два списка - белый и черный. В первый попали производители масла, образцы которого оказались качественными, а во второй - фальсифицированными. Эти списки вывешивались на сайте партнерства, что и вызвало впоследствии волну негодования среди производителей. По их мнению, методика, по которой осуществлялся отбор проб, не соответствует никаким стандартам, а среди тех, кто отбирал пробы, не было представителей производителей, Роспотребнадзора.
Тем не менее, проведя ряд проверок, НП "Защита прав добросовестных производителей" разослало во многие издания Свердловской области пресс-релизы, в которых поименно были названы проштрафившиеся производители. На местных телеканалах вышло несколько сюжетов о том, как члены НП изобличают изготовителей поддельного масла. В каждой публикации и телесюжете организаторы подчеркивали, что работают в тесном сотрудничестве с Роспотребнадзором и региональным обществом защиты прав потребителей.
Естественно, такая массированная атака повлекла за собой неблагоприятные последствия для производителей.
- Из-за этой информационной войны нам пришлось расторгнуть договор поставки с одним из крупных ретейлеров, - рассказывает Татьяна Старыгина, директор фирмы-производителя сливочного масла, оказавшегося в черном списке. - А еще мы хотели взять в лизинг дорогой станок, но нам отказали. Служба безопасности компании-лизингодателя прочла эти публикации и усомнилась в чистоте нашей репутации.
И поделом бы фальсификаторам, подумают многие потребители, тоже не раз нарывавшиеся на некачественные продукты в магазинах. Но дело в том, что компания Татьяны Старыгиной, судя по представленным ею документам, не имеет отношения к фальсификату, который им публично приписали. По крайней мере, с магазином, в котором куплена отправленная на экспертизу пачка масла с логотипом ее фирмы, договор поставки не заключался. Более того, предприятие уже несколько лет не использует упаковку, содержимое которой экспертиза признала спредом. Вероятно, другой производитель поставляет на прилавки фальсификат под брендом фирмы Старыгиной. По крайней мере, договор на изготовление аналогичной упаковки заключил в 2011 году некий торговый дом. Когда эти обстоятельства вскрылись, директор направила заявление в райотдел полиции и письмо в Роспотребнадзор, прикрепив все документы. Кстати, надзорное ведомство уведомило НП о том, что изготовитель категорически отрицает свою причастность к контрафакту и приводит документальные доказательства, а проведенные Роспотребнадзором проверки показали, что качество продукции фирмы отвечает стандарту.
Казалось бы, добросовестный производитель должен быть даже благодарен некоммерческому партнерству за то, что его проверка помогла обнаружить факт подделки и, может быть, выйти на след истинных фальсификаторов. Вот только из черного списка предприятие не убрали, хотя Старыгина известила учредителей НП о своем обращении в полицию. Через некоторое время глава фирмы получила письмо за подписью директора некоммерческого партнерства Сергея Сиова, которое ее как минимум удивило:
"Мы предлагаем вам присоединиться и вместе провести вторую и последующие акции по проверке качества сливочного масла от различных производителей и выявлению фальсификата и контрафакта. <…> Для решения этих задач потребуются дополнительные ресурсы в виде членских и целевых взносов участников нашего партнерства. С интересом выслушаем ваши предложения относительно содержания и формата акций".
В своем заявлении на имя прокурора Свердловской области Сергея Охлопкова Старыгина впоследствии назовет эти действия учредителей партнерства "принуждением к вступлению в некоммерческое партнерство с целью получения денежных средств". Действительно, за право называться членом НП назначили внушительную цену - 100 тысяч рублей с последующим ежемесячным взносом в 25 тысяч. Для сравнения, вступительный и членский взносы в другом свердловском партнерстве предприятий пищевки составляют 15 и 6 тысяч рублей.
Инициаторы создания черного и белого списков настаивают, что цель их исключительно благородная - избавить рынок от некачественных продуктов. А размер взносов, которые они назначили, оправдан объемом и стоимостью работы по выявлению фальсифицированной и контрафактной продукции.
- Мы принимаем в члены партнерства только тех, кто исправился, привел свою продукцию в соответствие с нормами закона. Более того, членов партнерства мы будем проверять в два раза чаще, чем прочих, - утверждает Антон Нахапетян.
- На наш взгляд, главным арбитром в споре о том, качественную или некачественную продукцию выпускает предприятие, должен быть все-таки Роспотребнадзор, - говорит председатель НП "Ассоциация Уралпищепром" Иван Колодяжный. - Вся информация, которая появляется у других структур, на мой взгляд, должна быть подтверждена Роспотребнадзором и только после этого опубликована. Я ознакомился с уставными документами партнерства, там все прекрасно: и цели, и задачи. Вот только практические дела с ними плохо соотносятся.
Роспотребнадзор в этой ситуации занял нейтральную позицию. Пресс-секретарь ведомства Наталья Лукьянцева подтвердила, что соглашение о сотрудничестве между Роспотребнадзором и НП "Защита прав добросовестных производителей" действительно заключено.
- Подобные соглашения мы заключаем, если совпадают наши цели и задачи. Но мы не можем оградить себя от ситуации, в которой реальные цели нашего партнера расходятся с продекларированными, от этого никто не застрахован, - сказала она.
Не найдя поддержки у главной структуры, контролирующей качество продуктов питания, несколько недовольных деятельностью некоммерческого партнерства производителей подали иски в суд о защите деловой репутации. Учредители НП, уверенные в своей правоте, грядущих процессов не боятся, говорят, что к такому развитию событий были готовы и считают сложившуюся ситуацию не более чем частью деловой рутины. Тем не менее спустя некоторое время они все-таки убрали с сайта партнерства и черный, и белый списки. Кроме того, они заявили, что уже подготовили и отправили на согласование в Роспотребнадзор подробную и четко продуманную методику отбора проб в магазинах, пообещав, что в дальнейшем постараются не допускать ошибок и не делать скоропалительных выводов.
Вот только вряд ли это запоздалое решение вернет производителям потерянные деловые контакты и, как следствие, упущенную выгоду.
Андрей Артемьев, президент общественной организации "Всероссийская лига защиты прав потребителей":
- Прежде всего важно понимать, что некоммерческое партнерство по своей сути - не общественная организация, а объединение лиц вне зависимости от организационно-правовой формы. Разница принципиальная. В мировой практике у этих двух категорий организаций сложились разные подходы к осуществлению деятельности. К примеру, в США существует так называемое "Бюро бизнес-будущего", в которое входят производители продовольствия. Члены этой организации, объединившись, добровольно пошли на некоторые ограничения в части взаимоотношений с потребителем. И, если кто-то из них позволяет себе выйти за рамки этих ограничений, его исключают без лишнего шума, соблюдая деловую этику. А вот западные общественные организации, членами которых являются граждане, напротив, предпочитают открыто публиковать данные о нарушителях. Но даже в этом случае о недобросовестности производителя заговаривают только после вступления в силу решения суда. Я считаю, что любые публичные заявления о том, что тот или иной производитель выпускает некачественную продукцию, сделанные до вступления в силу решения суда, - это повод для иска или обращения в ФАС.