В местной администрации ситуацию объясняют тем, что в 90-е годы город не стал передавать розничную сеть по продаже печатных изданий предпринимателям, как сделали многие свердловские муниципалитеты, а оставил ее в своем ведении. Городскими газетными киосками, всего их пять, стало управлять специально созданное МУП "Роспечать". Однако в последние годы торговля стала приносить большие убытки.
- Содержание киосков дорого обходится муниципалитету: много средств уходит на оплату коммунальных услуг, которые растут в цене, на налоги, выросшие в 2011 году, на заработную плату сотрудникам, - рассказала "РГ" председатель комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Тавды Галина Филимонова. - При этом небольшой оборот печатной продукции не позволяет муниципальному предприятию получать достаточную прибыль. Ситуацию усугубляет то, что из-за высоких издержек ему приходится устанавливать высокую цену на периодику, в результате тавдинцы предпочитают покупать газеты и журналы у нескольких частных распространителей, у которых расценки ниже.
По словам представителя мэрии, тавдинская "Роспечать" накопила большую кредиторскую задолженность, и сейчас у города нет средств, чтобы ее погасить. Фактически предприятие на грани банкротства, и, чтобы избежать этой процедуры, принято решение о его ликвидации. Администрация намерена продать киоски коммерческим структурам: выставить их на торги и за счет вырученных денег рассчитаться с кредиторами. Тем более что законодательство предписывает муниципалитетам избавляться от непрофильных активов.
При этом чиновники уверяют, что без свежих газет и журналов местные жители не останутся. Крупная организация, которая занимается распространением периодики по всей области, уже выразила готовность приобрести киоски. Руководство города ожидает, что за счет своих масштабов и финансовых возможностей она сможет поставлять куда больше печатной продукции в Тавду и по более низким ценам.
Эксперты говорят, что в целом по Свердловской области не наблюдается массового закрытия газетных киосков. Как объяснил "РГ" Сергей Ченцов, директор предприятия, реализующего печатную продукцию по всему Среднему Уралу, Тавда - один из немногих муниципалитетов, который оставил под своим контролем сеть по продаже периодики. Остальные уже давно переложили эту работу на плечи коммерческих организаций. А те, в отличие от государственных предприятий, стараются поддерживать бизнес на плаву. В тавдинской мэрии признают, что крах городского предприятия отчасти обусловлен отсутствием грамотного менеджмента. Однако директор самого МУПа Елена Хомутова уверена: муниципальные распространители терпят убытки не потому, что не умеют работать, а потому что не могут сокращать издержки так, как это делают частники - не платить налоги или выдавать работникам зарплату в конвертах.
В свердловском правительстве "РГ" не смогли ответить, как изменился объем киосковой сети за последние годы, поскольку распространение печатной продукции находится в ведении исключительно муниципалитетов. Согласно отраслевому отчету Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ за прошлый год, в российских городах практически повсеместно идет сокращение газетной торговли.
В крупных муниципалитетах это преимущественно следствие отсутствия отлаженных и прозрачных механизмов, регулирующих установку торговых объектов и их работу. Кроме того, в последние годы многие российские города, в числе которых и Екатеринбург, стали намеренно избавляться от временных торговых объектов, в числе которых и газетные киоски, полагая, что они уродуют внешний вид улиц. По мнению чиновников, пресса должна продаваться в магазинах. Однако стационарная торговля, как правило, берет на реализацию ограниченный объем периодики и навязывает издателям невыгодные условия продажи, например, заключает договоры только при отсрочке платежа до 180 дней. К тому же сам формат ежедневных изданий требует, чтобы они продавались в торговых точках шаговой доступности - киосках, в которые читатели могут заглянуть по пути на работу. Ведь в супермаркеты покупатели все же идут за продуктами, а не за газетами.
В глубинке заниматься реализацией прессы вообще невыгодно - слишком велики расходы на доставку при крайне низкой покупательской способности населения. Поэтому бизнес особого интереса к этой сфере не проявляет, а власти региона и муниципалитеты тоже не озабочены решением вопроса доставки печатной продукции в отдаленные населенные пункты. Таким образом, фактически нарушаются конституционные права граждан на получение достоверной информации, отмечают эксперты агентства по печати.
- Министерство связи и массовых коммуникаций РФ понимает эту проблему, - отметил на совещании в Екатеринбурге заместитель министра Алексей Волин, - но оно не может силой заставить муниципалитеты развивать газетную торговлю, поэтому планирует разработать для них особые рекомендации. В них, в частности, будет прописано, сколько киосков по продаже печатных изданий должен иметь каждый населенный пункт. Мы будем тщательно контролировать, как исполняются наши рекомендации, и по итогам составлять соответствующие рейтинги регионов, которые, как ожидается, станут средством морального и политического давления на их руководство.
Как уточнил Волин, норма киосков для муниципалитетов пока просчитывается. Например, в Европе одна точка продаж периодики обслуживает 800 жителей. Однако очевидно, что российский бизнес пока не готов к созданию столь частой сети. Пока, по приблизительным оценкам, чтобы удовлетворить потребности российского населения, на каждые 3-4 тысячи горожан должен приходиться хотя бы один газетный киоск. Впрочем, замминистра подчеркивает, что норматив во многом будет зависеть еще и от возможностей и перспектив бизнеса - ему должно быть выгодно открывать новые точки.
Вместе с тем эксперты подчеркивают, что для развития газетной торговли мало использовать административный ресурс - должен поменяться сам формат бизнеса. Например, Российская ассоциация распространителей печатной продукции, которая разработала концепцию развития киосковой сети до 2020 года, предлагает преобразовать киоски "Роспечати" в мультимедийные объекты с широким перечнем услуг - от коммерческих до информационных. Например, в свое время на Западе таким киоскам помогло стать рентабельными в том числе и то, что они стали принимать различные платежи.
Между тем
Уральское представительство Гильдии издателей периодической печати направило в Минкомсвязи свои предложения для включения в готовящиеся методические рекомендации. В частности, уральцы предлагают установить норматив - минимальный разумный срок аренды земли под киосками, который стимулировал бы собственников инвестировать в эти объекты без опаски, что договор аренды может быть расторгнут в любой момент. Кроме того, предлагается закрепить формы распространения периодической печати, которые местная власть обязана поддерживать, рекомендовать законодательным органам субъектов РФ рассмотреть вопрос о предоставлении льготных арендных ставок для розничных точек продаж прессы, а на федеральном уровне признать услугу по продаже периодики социально значимой, газеты и журналы - социально значимым товаром.