21.02.2013 00:24
Общество

Мария Городова: Молитва - наш призыв к Богу и его ответ нам

Как научиться молиться?
Текст:  Мария Городова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №38 (6014)
Читать на сайте RG.RU

"Здравствуйте, Мария! К сожалению, не нашел в Интернете вашего отчества. Пишет вам студент экономического колледжа, специальность - гостиничный менеджер. Летом мы с группой ездили в Суздаль, и там с другом зашли в красивую церковь. Уже был вечер, и в церкви были не только старушки и остальные пожилые люди, но и молодые девушки, и молодые мамы с детьми. И одна старушка сказала, чтоб мы вели себя тихо, не мешали молиться. Мы с другом к религии относимся нормально, хотя я считаю, что в жизни надо все попробовать и нельзя заставлять верить в одну конфессию, но надо дать людям выбрать. Может быть, человеку будет интересней Карлос Кастанеда, Кришна Хари, йога или техники роста самосознания. В церкви было очень красиво, хор пел, много молодых девушек в хоре, и мы с другом купили икону и книгу с молитвами. Потом, когда уже домой вернулись, я попробовал читать молитвы, но, во-первых, все непонятно (и кто только писал их?), во-вторых, их много очень, в-третьих, как мы с другом поняли, нет современных молитв, все старые. Поэтому хочу спросить, как научиться молиться".

Костя, 16 лет

Костя, здравствуйте! Когда одного святого спросили, кто его учит молиться, он ответил: "Бесы". Мы часто живем в таком ладу с нашими бесами, что нас научить молитве могут только скорби.

Ты держишь в руках горящую ладошку ребенка, смотришь в бессилии в его вдруг ставшие мутными глаза, слышишь его бессвязное: "Мама! Мама, все горит! Мне страшно!", а "скорая" все не едет и не едет. И сердце твое рвется от ужаса, боли, отчаяния. И тут из неведомых тебе самой глубин души, как крик, как мольба, вырывается: "Матерь Божья! Не оставь!".

"О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещенных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их во страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим". Костя, это только одна из множества молитв о детях...

За окном глухая ночь, ты, наверное, уже в двухсотый раз тревожно вглядываешься в пугающий мрак двора, вслушиваешься в шум на улице: входная дверь не хлопает, лифт не поднимается? Но ничего: темно, тихо. Уже час, два, три... Набирать номер ее мобильника бесполезно: "Абонент временно недоступен, перезвоните позже!" Звонить друзьям-подругам тоже не имеет смысла: кто-то заспанно отвечает, что, где твоя дочь, не знает, со среды не виделись, кто-то давно отключил телефон, чей-то номер заблокирован... Ты уже не в силах совладать с паникой, мысль мечется между двумя полюсами: "Да как она смеет так поступать с матерью! Какие бы ссоры и обиды ни были, возьми, позвони, сообщи, где ты, с кем!" И дальше, без паузы, без остановки, самое страшное из предположений: "Господи! Что-то случилось!".

Молитва - наш призыв к Богу и Его ответ нам

"Милосердный Господи, Боже сил! Из глубины душевной смиренно взываем к Тебе: Пощади, Господи, отроки, юноши и девы, соблазняемые ненавистниками имени Твоего на всякое неверие, нечестие, богохульство, распутное житие, зависть и злобу к ближнему своему. Умилосердись, Господи, на старцы и болящие, лишенные в предсмертный час благодатного утешения и не чающие христианского погребения... Утверди, Господи, крепостию Духа Твоего священники Твоя, дабы небоязненно, даже до смерти, во единении стояли на страже стада Твоего. Всех же, Тебе ради приявших мученическую кончину, сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати. Аминь". Костя, это из молитв святителя Тихона, патриарха Московского. Молитва почти современная, написанная где-то между 1917 и 1925 годами, и, по-моему, абсолютно понятная.

Но большая часть молитв, и тут Вы, Костя, правы, "старые", созданные настолько давно, что их истинность проверена миллионами наших предшественников. Молитву называют мостом, соединяющим наш мир и мир горний (т. е. мир божественный). Поэт Константин Бальмонт описал это так:

Между Временем и Вечностью,

Как над брызнувшей водой,

К нам заброшен бесконечностью

Мост воздушно-золотой, -

Разноцветностью играющий,

Видный только для того,

Кто душою ожидающей

Любит Бога своего...

Мост, коридор, портал, позволяющий нам из нашего мира прорваться к Богу. Именно к Богу, а не к неведомому кому-то. Поэтому и слова, которые будут вести нас по этому коридору, помогут пролагать нам путь в Божественную реальность, должны быть неслучайными. Сапер платит за ошибку жизнью - всего лишь жизнью тела. Выбравший ложную дорогу в мире духовном рискует расплатиться самым дорогим, что есть в человеке, - душой. Хотя сегодня - мета времени? - о бесценности своей души многие даже и не подозревают.

Итак, Константин, слова молитвы должны быть неоднократно проверенными и неслучайными. И тогда прорыв в мир горний в первую очередь изменит нас самих (но и окружающий нас мир тоже будет меняться, об этом мы поговорим позже).

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко -

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

Это уже М.Ю. Лермонтов - о своем опыте молитвы, о том, когда мы обращаемся к Богу, и что происходит с чувствами молящегося и с его душою. Обратите внимание на то благодатное преображение ("Есть сила благодатная / В созвучьи слов живых"), таинственным образом (поэт говорит о "непонятной, святой" прелести слов молитвы) происходящее в человеке после моления - "И верится, и плачется, / И так легко, легко..." Об этом состоянии благодатной легкости мы тоже еще поговорим.

Константин, к сожалению, Михаил Юрьевич нигде не открыл, о какой именно молитве он пишет, но мы знаем, как он любил молитвы к Матери Христа, называл Богородицу "Теплой Заступницей мира холодного" и молился Ей за дорогих ему людей. А вот Пушкин не только оставил нам свидетельства того, что знаменитая, так называемая великопостная молитва Ефрема Сирина была одна из самых любимых им с молодости, но даже стихотворно переложил ее незадолго до смерти.

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать

во области заочны,

Чтоб укреплять его

средь дольних бурь и битв,

Сложили множество

божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста,

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой...

Костя, в этом стихотворении, которое, к сожалению, не изучают в школах и колледжах, каждое слово несет огромный смысл, и, увы, сегодня этот смысл требует расшифровки. Кстати, первой же строчкой поэт отвечает на ваш вопрос: "Кто писал эти молитвы?" "Отцы пустынники и жены непорочны", - Пушкин говорит о монашестве, чаще всего являющемся авторами молитв. Но, кстати, не только иноки писали молитвы. Например, псалмы, словами которых человечество вот уже почти три тысячелетия обращается к Богу, были созданы царем Давидом - отнюдь не монахом. Но та гамма религиозных переживаний, их сила и искренность, которые описывают псалмы, так близки каждому из нас, и, с другой стороны, слова псалмов так точно попадают именно к Богу ("как меткая стрела!"), что Псалтирь - один из самых популярных молитвословий - у разных народов, на разных континентах. Сам Иисус молился словами псалмов. И если нам с первого раза не совсем понятны нюансы, а псалмы все-таки лучше читать на церковнославянском, то душа все равно отзывается на общий смысл, ибо как на это можно не отозваться? "Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его..." "Живущий помощью Всевышнего под кровом Бога небесного водворится. Скажет Господу: "Заступник мой Ты и прибежище моё, Бог мой и уповаю на Него". Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от вести тревожной. За плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, - как оружие окружит тебя истина Его..."

О том, отчего на наши молитвы, даже жизненно важные для нас, Бог оставляет без ответа; зачем Бога о чем-то просить, если Он и так все про нас знает; почему надо молиться за умерших и меняется ли их посмертная участь после наших молитв; почему мы не можем молиться "своими словами" и чем так ценен церковнославянский язык; с какими чувствами мы должны приходить к Богу во время молитвы, и есть ли специальные приемы, обучающие этому; о чем можно просить Бога, а о чем нет; как молиться за врагов и что читать, если близкий тебе сам не верит в Бога; о чем молились святые, а о чем - великие грешники? Обо всем этом мы поговорим в следующий раз.

Ждем ваших писем: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, редакция "Российской газеты" или pisma-maria@mail.ru.

Между тем

Диагноз, поставленный 12-летней Елене Мельниченко, звучал как приговор: опухоль зрительного нерва, врачи бессильны, зрение и слух не восстановить. Девушка окончила школу, но понимала: впереди инвалидность. По совету священника начала молиться иконе Богородицы "Всецарица" в Киево-Печерской лавре, и через год смогла различать предметы, а потом и видеть. Израильские и украинские врачи недавно подтвердили факт чуда.

Религия