Болельщики в шоке
Детство Саньки Арефьева начиналось в вагончике, где жили его молодые родители - строители БАМа. Мальчишка рос бедовым, шустрым. Когда ему было девять лет, они с пацанами придумали игру: цепляться за вагон буксируемого поезда - и кто дальше проедет. Однажды Саня сорвался и попал под вагон.
Стальным колесом ему отрезало ногу ниже колена, а на второй ноге колесная "бритва" отсекла половину стопы.
Когда он пришел в себя после больничного наркоза, то никаких слез, истерик и прочих душевных слабостей у ребенка не было. Еще до конца не сформировалась послеоперационная культя, а Санька, вопреки советам врачей, стал примерять протез. Нестерпимо хотелось ходить и бегать. Дети - народ жестокий, некоторые из сверстников пытались дразнить и смеяться над ним.
- Сдачи давал всегда. Меня отец учил, что обидчикам нужно всегда дать достойный отпор, - признается Александр.
Как-то с друзьями он пришел на городской каток, записаться на секцию хоккея. Первые четыре месяца тренировок никто даже не догадывался, что мальчишка инвалид. Однажды Сашкину беду заметил тренер, когда юный хоккеист переобувал коньки. Но сделал вид, что ничего особенного не увидел.
- Я бы мог ему отказать в дальнейших тренировках и был бы формально прав, но вы бы видели глаза ребенка, - смущенно покашливает тренер Александр Гоман.
Как-то его ледовая дружина поехала на соревнования в город Райчихинск. Во время игры хоккеист команды соперников применил силовой прием. Саня упал, протез предательски отстегнулся. Трибуны перестали дышать… Было нестерпимо больно. Душа кровила несколько дней. Но преодолел.
В первой пятерке
После окончания школы Александр Арефьев несколько лет работал тренером в городской спортивной школе, потом его сократили - не было у старательного и талантливого парня специального образования.
- Я в Интернете нашел, что в Санкт-Петербурге формируют мужскую хоккейную команду из тех, у кого ампутированы конечности. Написал туда письмо больше от отчаяния, чем с надеждой, - вспоминает Александр.
Его пригласили в Санкт-Петербург в качестве игрока сборной России по так называемому вертикальному хоккею, в который играют спортсмены с протезами вместо ног. Сашу в команде сразу окрестили Тундрой - удивлялись, как парень из такой дали к ним добрался. Он с первых недель в российской сборной стал полноправным игроком первой пятерки.
- Я понял, что по многим параметрам нисколько не уступаю тем, кто тренировался в Москве или Питере, то есть в более комфортных условиях, - басит он.
Два с половиной года игры в российской сборной - лучший период его жизни. Тренировки, игры, общение с равными. Их команда ездила на еженедельные сборы в Финляндию, они летали в США на чемпионат мира. И взяли "бронзу". Тот матч в Бостоне он помнит и сегодня едва ли не по минутам. Они бились, что называется, насмерть. Но победили канадцы.
- У них такая школа и такая материальная база - вы себе даже представить не можете, - вздыхает Александр.
В 2009 году на чемпионате Европы в Риге российская сборная по вертикальному хоккею одержала победу. Игра была очень напряженной, соперники не уступали в силе и мастерстве. Взяли только силой духа.
Работа на спорт
После той игры, когда они стали чемпионами Европы, для Сани впервые в жизни оплатили дорогу домой самолетом.
- Подарили новую форму, так приятно было, - вспоминает он.
Он прилетел домой победителем. Мать не скрывала слез радости, растроганно покашливал отец.
Но в конце 2009 года игрокам "вертикальной" сборной объявили, что денег на финансирование команды нет, и велели разъезжаться по домам. Можно было снимать квартиру в Санкт-Петербурге и продолжать тренировки, но все упиралось в деньги. Александр вернулся в родную Тынду. Но с хоккеем не расстается ни на день.
- Мечтаю сыграть на предстоящих Паралимпийских играх в 2014 году за сборную России. Думаю, что мечта вполне реальная, нас, таких спортсменов, человек двенадцать в стране, - говорит Александр.
К своей мечте он по-прежнему ездит в плацкартном вагоне. Чтобы сыграть несколько тренировочных игр в Санкт-Петербурге, Александр несколько месяцев копит деньги, превозмогая неловкость, ходит по спонсорам и, опустив глаза в пол, просит материальной поддержки.
Бывает, что из своего кармана достает купюры для Саниных тренировок его тренер Александр Гоман.
- Понимаете, Арефьев - парень уникальный. С невероятной работоспособностью. Божья искра в нем есть,- уверен он.
Еще Саня тренирует тындинских мальчишек-хоккеистов. Его подопечные скоро выйдут на лед за город в областном турнире с громким названием "Тигры Амура". Он верит, что сыграет на Паралимпиаде в Сочи. И что в хоккее российская сборная обязательно победит.
Евгений Лобанов, заместитель министра спорта Амурской области:
- Александра Арефьева знаем. Когда есть официальные приглашения на игры, мы оплачиваем ему дорожные расходы. Вся беда в том, что не на все тренировочные игры есть такие приглашения. Еще плохо, что у нас нет официального документа, подтверждающего, что он член Паралимпийской сборной России по хоккею.