21.02.2013 11:59
Общество

Дом Шаляпина в Казани оказался под угрозой исчезновения

Дом Шаляпина под угрозой исчезновения
Текст:  Олег Корякин (Казань)
Российская газета - Неделя - Волга-Урал: №0 (6014)
Казанцы отметили 140-летний юбилей великого земляка Федора Шаляпина. Круглая дата не только послужила поводом для празднования, но и поставила много вопросов.
Читать на сайте RG.RU

Удастся ли сохранить дом, в котором родился певец, и появится ли в городе, наконец, музей Федора Ивановича? На эти и другие темы вместе с "РГ" рассуждает президент Казанского общества любителей творчества Шаляпина Альфия Тутаева.

Дом с машиной времени

- Прекрасно помню этот дом на Пушкина, 10. В его совершенно необыкновенный двор я водила много гостей. Войдя в него, попадаешь, как на машине времени, в XIX век, где происходили фантастические вещи. Это была настоящая старая Казань. Сейчас облик дома изменился. Большое здание пенсионного фонда частично вклинилось во двор. Сам дом с замечательным пристроем с тремя комнатками, где, видимо, жила семья Шаляпина, разрушился. Но воссоздать его можно. Это был бы удобный маршрут для туристов, тем более что находится он рядом с Богоявленским собором, где крестили Шаляпина.

Если в доме отведут комнату под экспозицию, ее можно сделать филиалом музея Горького. Но все хотят самостоятельного музея, ведь небольшая комнатка стирает значение имени. Всегда можно посетить музей Горького, достаточно пройти полквартала. А там такие шедевры! Картины, туфли, в которых он играл Мефистофеля в "Фаусте", его сюртук, рояль.

Я сама музейщик, но скажу крамольную вещь. У нас много музеев, и все они влачат жалкое существование. А турист один, и каждый его зазывает! Мы так легко создаем музеи: бумажка есть, и айда! Но нужно понимать, что создание музея дело серьезное. Надо прописать его концепцию, наполнить мемориальными вещами. Все музеи сталкиваются с одной проблемой - им нужно зарабатывать. Если уж открывать музей Шаляпина, это должно быть солидное большое учреждение, для чего нужны немалые деньги. А не так, чтобы в комнатке его вещи развесить. Иначе получится, что мы мошенничеством занимаемся.

Туфли Мефистофеля

- Первая казанская выставка, посвященная Шаляпину, открылась в 1967 году по инициативе дочери певца Ирины Федоровны. Это был акт гражданского мужества. Выставку организовали вопреки политическим установкам. Шаляпин, после того как уехал из России, стал персоной нон грата. Он считался неблагонадежным. Также благодаря Ирине Шаляпиной была установлена мемориальная доска на доме Лисицина.

Фонд формировался постепенно. В 90-е годы Юрий Федорович Котляров, один из летописцев Шаляпина, привез свою коллекцию. Сказал, если музей Шаляпина будет, то он ее отдаст. Мне показалось, что этот старый человек нуждается, и я предложила ему коллекцию купить. В результате часть собрания выкупил город, вторая половина была приобретена министерством культуры республики. Но в этом собрании подлинных вещей Шаляпина не много. Практически все его личные вещи хранятся в музее Горького, где находится около 60 предметов, подаренных членами семьи.

Сейчас коллекция пополняется очень медленно, круг личных вещей ограничен. Конечно, они еще где-то есть. Я знаю, в семье Гольцманов хранится автограф Шаляпина, данный деду Сергея Гольцмана. Сергей Владимирович был очень хорошим журналистом, краеведом, историком.

В деревне Аметьево есть дом, где также жила семья Шаляпиных. Сам дом перестроен, но сохранились половицы, по которым ходил Федор Иванович.

Казанское фиаско

Казанский период жизни певца изучен неплохо, в том числе с помощью самого Шаляпина. В 1912 году он с казанским фотографом Сотниковым прошелся по родным местам. Кроме того, Федор Иванович написал автобиографическую книгу "Страницы из моей жизни".

Безусловно, этот период жизни оказал на Шаляпина большое влияние - это было время открытий, поисков, сомнений. Восьмилетним мальчиком он впервые посмотрел здесь спектакль, на который попал случайно: кто-то заболел, и ему отдали билет. Позднее он писал: "Театр свел меня с ума. Сделал почти невменяемым". Его тянула сцена, но первая проба оказалась неудачной. Юный Шаляпин выступил в любительской французской оперетке в роли жандарма Роже. Тогда он был неказистый, длинный, худой. Когда Федор вышел на сцену, переволновался так, что у него все одеревенело, язык онемел. И его освистали. Он плакал, боялся появляться на людях. Со временем это прошло.

Казань была искушенным театральным городом. Как известно, Шаляпин в одно и то же время со своим будущим другом Горьким поступал в Казанский театр. Горького взяли, а его нет. Это вполне понятно, у Шаляпина, видимо, тогда происходила возрастная ломка голоса. А Горький был постарше на пять лет и уже немного поработал статистом.

Федор Иванович метался по Казани - пел в разных храмах, пробовал себя то в подмастерьях у сапожника, то чертежником. Отец не разглядел в нем артиста и все пытался его куда-нибудь пристроить.

А потом с труппой Собольщикова-Самарина Федор Иванович поехал в Уфу. Выступал на сцене с арией Стольника в опере украинского композитора Монюшко "Галька". И здесь он раскрылся, это был его первый успех.

Кстати

Шаляпинские места, утраченные в Казани:

- Дом мещанина Клычева (Некрасова, 27). Шаляпины в течение 1881 года снимали в двух-этажном здании квартиру.

- Дом купца Усманова в Татарской слободе (Московская, 64). Шаляпины размещались в маленькой комнатке над кузницей.

- Дом Варвары Пикулиной на Суконной слободе (Тихомирнова, 5). Шаляпины занимали две маленькие комнаты подвального этажа. Федор провел здесь большую часть детства и раннюю юность.

- Здание городского приходского училища N6 (прежний адрес - улица Свердлова, 58.), где юный Шаляпин получал образование. Сейчас здесь находится ресторан "Туган авалым".

- Банкирская контора "Л.А. Печенкина и К." (Баумана, 36), где служил Федор.

- Деревянный флигель (на фото), в котором родился Шаляпин (Пушкина, 10).

Между тем

В казани восстанавливают церковь, где пел Шаляпин

Храм Сошествия Святого Духа, превращенный в советское время в кукольный театр, обретает прежний вид. На нем уже появился купол с крестом. Этот собор известен тем, что здесь в церковном хоре пел юный Федор Шаляпин. Любопытно, что восстанавливают памятник XVIII века по дипломному проекту недавнего выпускника архитектурного вуза Степана Новикова. Научную разработку на практике воплощает отец Алексей - будущий настоятель храма.

История Казань Волга-Кама