21.02.2013 01:00
Экономика

Минрегион предлагает дотировать авиаперевозки в Сочи после Олимпийских Игр

Минрегион: снизить цены на авиабилеты в Сочи после Игр-2014
Текст:  Юлия Кривошапко
Российская газета - Столичный выпуск: №37 (6013)
Олимпийские объекты после завершения Игр в Сочи могут стать полностью окупаемыми. Нужно лишь сделать дешевле авиа- и железнодорожные билеты. Об этом в интервью "РГ" заявил министр регионального развития Игорь Слюняев, предложив, в качестве эксперимента, дотировать авиаперевозки.
Читать на сайте RG.RU

Он также рассказал, что станет с олимпийской инфраструктурой после того, как Игры в Сочи закончатся, когда будут сданы оставшиеся объекты саммита АТЭС, сколько жилья нужно строить в России и какая его доля должна сдаваться в аренду.

Доступное жилье будет одной из основных тем Российского инвестиционно-строительного форума, который стартует сегодня в Москве. Как вообще обстоят дела с жилищным строительством?

Игорь Слюняев: В 2012 году в нашей стране было введено 65,2 миллиона квадратных метров жилья - на 4,7 процента больше, чем в 2011-м.

Интересно, что больше всего жилья строят в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ростовской, Свердловской, Челябинской областях, Краснодарском крае, республиках Татарстан и Башкортостан. На эти субъекты приходится около 40 процентов общей площади жилья, которое вводится в России.

10 процентов жилья, которое строится в России, должно сдаваться в аренду

В 2013 году предстоит построить 64 миллиона квадратных метров. К 2020-му должны выйти на уровень 92 миллионов. А планка, к которой мы стремимся, - один квадратный метр жилья в год на одного жителя России. То есть 146 миллионов квадратных метров. Думаю, со временем и этот результат достижим.

Что государство готово предложить бизнесу, чтобы стимулировать его развивать сектор арендного жилья?

Игорь Слюняев: Инвесторам планируется оказывать господдержку через снижение административных барьеров, предоставление на льготных условиях земельных участков под строительство со всей необходимой инфраструктурой. Обсуждается также возможность заключения специальных инвестиционных соглашений для строительства доходных домов и введение налоговых льгот при содержании и управлении арендным фондом.

Проекты по строительству арендного жилья отличаются длительными сроками окупаемости. Это сдерживает интерес к ним со стороны потенциальных инвесторов. Нужно изменить "правила игры", сделав этот сектор максимально привлекательным для инвестиций. Именно над этим мы и работаем.

Кроме того, прорабатывается вопрос о том, чтобы каким-то образом стимулировать работодателей компенсировать работникам расходы на аренду жилья. К примеру, есть предложение не облагать эти суммы налогом на прибыль.

Подобные меры будут способствовать развитию рынка арендного жилья. Но это далеко не все. Сегодня также обсуждается создание государственного фонда арендного жилья в регионах страны. Условием проживания в таких домах будет являться внесение ежемесячной фиксированной арендной платы. Сегодня в каждом муниципалитете на учете стоят граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не имеющие финансовых возможностей самостоятельно приобрести жилье. При этом средняя продолжительность очереди на жилье в России составляет 20 лет. Учитывая дефицит муниципальных и региональных бюджетов, обеспечить крышей над головой всех нуждающихся за счет покупки жилья все равно не получится. Поэтому предполагается, что власти будут субсидировать гражданам аренду. Это поможет снять остроту жилищного вопроса.

Сколько арендного жилья нужно построить в нашей стране?

Игорь Слюняев: В основной своей массе проекты по строительству арендных домов должны стартовать в 2014 году. К 2020-му долю такого жилья планируется увеличить до 10 процентов от общего объема жилья, которое строится в России. При этом стоит задача сократить долю государственного и муниципального жилья, предоставляемого в социальный наем, вытеснив его жильем, предоставляемым в некоммерческий наем.

Нужно сказать, что в некоторых регионах уже сегодня есть успешные пилотные проекты, связанные с арендным жильем. К примеру, в Калининграде в 2012 году началось строительство 108-квартирного дома и двух 88-квартирных домов. Ввод в эксплуатацию запланирован на вторую половину 2013 года.

В Казани уже завершается строительство жилого дома, где планируется разместить гостей Универсиады-2013. Потом один из подъездов этого дома - 70 квартир - собираются передать под арендное жилье.

Цены на жилье в России продолжают расти. С этим что-то можно сделать?

Игорь Слюняев: Мы анализировали себестоимость жилищного строительства в разных регионах России. Учитывали виды работ, материалы, налоги, фонд оплаты труда и считали, сколько приходится на один квадратный метр. В большинстве случаев себестоимость квадратного метра не превышает 16 тысяч рублей.

Откуда тогда такие цены?

Игорь Слюняев: Обслуживание кредитов коммерческих банков, излишние аппетиты строительных компаний. Нормальная норма прибыли для строительной отрасли - 15-20 процентов. Наши компании получают гораздо больше. Это не может не отражаться на стоимости жилья.

Строители говорят, что очень много уходит на откаты...

Игорь Слюняев: Мы специально проводили закрытые маркетинговые исследования, чтобы выяснить, сколько предприниматели отдают на взятки. Получилось примерно 5-7 процентов от общей стоимости жилья. Коррупция - беда, но это лишь одна из проблем. Чтобы снизить цены на жилье, нужно решить целый комплекс вопросов. Во-первых, сделать более доступными земельные участки для целей жилищного строительства. Фонд содействия развитию жилищного строительства как раз этим занимается. Напомню, что благодаря поручению президента в оборот удалось ввести федеральные земли, которые были неприкасаемы на протяжении последних 15 лет.

Во-вторых, снять административные барьеры и снизить расходы на подключение к сетям. Состояние наружных инженерных сетей - теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения - оставляет желать лучшего. Они сильно изношены. Поэтому власти муниципалитетов и регионов, выдавая разрешение на строительство или одобряя инвестконтракт в области жилищного строительства, пытаются за счет инвесторов решить проблемы с инженерными сетями. Получается такая административная рента, которую строители тоже закладывают в стоимость жилья.

Вы говорили, что оставшиеся объекты саммита АТЭС будут построены в течение полугода. О каких объектах идет речь и что помешало достроить их в 2012 году?

Игорь Слюняев: Сейчас осталось ввести в эксплуатацию несколько объектов. В их числе лабораторный корпус и медицинский блок Дальневосточного федерального университета, гостиницы на материковой части Владивостока, театр оперы и балета. Заказчики этих объектов в основном коммерческие организации. Финансирование строительства осуществляется за счет внебюджетных источников.

Тот факт, что данные объекты не были своевременно введены в эксплуатацию, как известно, не повлиял на успешное проведение международного саммита АТЭС в сентябре 2012 года. Россия находится в окружении стремительно развивающихся азиатских "тигров". Это приходится учитывать. Перед нами стояла задача придать динамику развитию целого региона. Одним из инструментов стало проведение на Дальнем Востоке саммита АТЭС. Мы показали, что способны реализовывать полномасштабные проекты - город Владивосток кардинально преобразился.

Минрегион ведет мониторинг завершения строительства всех объектов, включенных в указанную программу. На рассматриваемых объектах ведутся работы. В 2013 году они должны быть завершены. Соблюдение сроков будет проверяться нами совместно со Счетной палатой каждые полгода.

Кстати, Счетную палату беспокоит судьба и других объектов - олимпийских. Глава ведомства Сергей Степашин говорил, что на их содержание после завершения Олимпийских игр будет ежегодно требоваться 60 миллиардов рублей. И понимания, откуда брать эти деньги, пока нет.

Игорь Слюняев: Программа "Постолимпийское наследие" уже готова. Сейчас мы ее отрабатываем по поручению вице-премьера Дмитрия Козака. Есть понимание, что наружные инженерные сети - водопроводы, канализация, электросети - отойдут городу Сочи. Что касается дорог, то магистрали федерального значения будут в ведении Федерации. Остальные поставят на баланс края и города.

По спортивным объектам тоже полная ясность. За них будут нести ответственность, в том числе и финансовую, Министерство спорта России, администрации Краснодарского края и Сочи. Пока остается лишь вопрос, связанный со сборно-разборными спортивными комплексами: переносить их или нет.

Что касается расходов на содержание, то многие спортивные объекты можно вывести на режим самоокупаемости. Когда-то в небогатом регионе я вводил в эксплуатацию спортивный комплекс - ледовую арену. Точно также меня упрекали со всех сторон: зачем, это дорого, нерентабельно... Через год арена стала полностью окупаемой. То есть зарабатывала столько, сколько нужно на ее содержание.

Вы думаете, с олимпийскими объектами будет то же самое?

Игорь Слюняев: Если изменить тарифную политику авиакомпаний, сделать дешевле железнодорожные билеты, то да. Сочи - уникальная субтропическая зона на берегу Черного моря, да еще и с возможностями горнолыжного кластера. Где еще в мире такое есть? Я бы, например, в качестве эксперимента сделал перелеты из Москвы и Петербурга в Сочи максимально доступными за счет дотирования перевозок.

Если посчитать возможную выгоду и сопоставить ее с расходами, связанными с эксплуатацией и содержанием олимпийских объектов, станет понятно, что это правильное, экономически взвешенное решение. В нем есть логика. Думаю, мы все равно к этому придем.

О чем говорят

Правительство в ближайшее время разделит полномочия между минрегионом и Госстроем. Есть ли уже конкретика, чем будет заниматься каждое из ведомств?

Игорь Слюняев: Конкретика была с первого дня моего прихода на пост министра регионального развития. Существует трехступенчатая система: министерство, федеральная служба и агентство. В чем логика такой структуры? Министерство - это головное федеральное ведомство, которое вырабатывает государственную политику, формирует программы, обеспечивает контроль, координацию подведомственных и курируемых организаций и ведомств. Таким подведомственным агентством у министерства является Госстрой. Понятно, что должно быть четкое разграничение между двумя этими ведомствами, потому что и министерство, и агентство по строительству являются федеральными органами исполнительной власти.

Минрегион в силу своей компетенции должен заниматься госполитикой в сфере жилищного строительства, архитектуры, градостроительства и коммунального хозяйства, то есть формировать нормативно-правовую и нормативно-техническую базу для этих отраслей. Агентство по строительству и ЖКХ- Госстрой - должно заниматься реализацией таких программ. Иначе говоря, оказывать услуги рынку, хозяйствующим субъектам и гражданам. Кроме того, Госстрой обязан контролировать ход строительства.

Инфраструктура Краснодарский край Минэкономразвития Кубань. Северный Кавказ