Марат Хуснуллин: К 2020 году москвичи будут обеспечены метро по нормативам, как лондонцы. Фото:Сергей Савостьянов
Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства, приехал на "Деловой завтрак", честно говоря, лишь в 19.00 - другого времени у него не нашлось. Что не удивительно, ведь строительство только метро в городе ведется одновременно на нескольких десятках стройплощадок - к 2020 году правительство Москвы взяло на себя обязательство к имеющимся 300 км линий подземки добавить еще 150. То есть за 9 лет проложить половину из 300, построенных за предыдущие 76. В течение дня Хуснуллина можно увидеть в шахтах будущих станций в самых разных концах города. Тем не менее, к вечеру он был свеж и бодр. И пока встречающие его журналисты ждали лифта, энергично пешком почти влетел на девятый этаж. Когда подошли хозяева, гость сидел уже за столом и был готов отвечать на вопросы.
Марат Шакирзянович, в этом году Москва планирует вложить в строительство метро 160 миллиардов рублей. Даже для ее более чем полуторатриллионного бюджета это очень много. Разумно ли тратить такие деньги? Жили же мы как-то и раньше...
Марат Хуснуллин: Сначала отмечу: и эти расходы еще не пик. В 2010 году, когда мы начали оценивать программу развития метро, бюджетом было предусмотрено на нее 8 млрд. В 2011-м вышли на 50 млрд, в 2012-м - на 100, в этом будет 160-170, а к 2015-му - все 200. К этому времени мы должны сделать основные заделы программы, зайти на все объекты. Потом будем снижать расходы. Да, строить метро очень дорого, но оно и самое выгодное. А не строить нельзя. И вот почему. Сейчас в Москве 12 миллионов жителей, каждый год их число прирастает на 1%, да еще приезжают люди на работу. На 5-6% увеличивается машин. А улично-дорожной сети- в 2-3 раза меньше, чем в любом мегаполисе мира. Проложить их в два раза больше нельзя - негде. Да, мы реконструируем вылетные магистрали и выжмем из них все, что можем. В итоге добавим лишь по полосе для общественного транспорта. Не для автомобилистов! Ведь в Москве 80% горожан ездят именно на общественном транспорте.
Остается два резерва. Первый- построить дополнительные железнодорожные пути и повезти пассажиров железкой, и мы в этом году начинаем строить эти пути. Второй и все-таки главный резерв - метро, развитие которого не ограничено технически. К тому же оно самое удобное и быстрое. Мы запланировали построить 150 км новых линий. Таким образом, приведем Москву по обеспеченности метрополитеном к нормативам, сопоставимым с другими городами мира. Например, Нью-Йорком, Лондоном...
В этом году у вас в планах построить 14 км новых линий. Реально?
Марат Хуснуллин: Вполне. Мы должны ввести в эксплуатацию станции "Деловой центр и Парк Победы" на Калининско-Солнцевской линии, станции "Битцевский парк" и "Лесопарковую" на Бутовской ветке и еще три станции на Таганско-Краснопресненской - "Лермонтовский проспект", "Жулебино", "Котельники" Итого - 14,7 км. Если соскользнут "Котельники"- введем 13 км.
А какие трудности с "Котельниками"?
Марат Хуснуллин: Эта станция под вопросом. Дело в том, что уже шесть месяцев не можем получить под нее площадку от администрации Московской области. Пока принималось решение о ее строительстве, участок продали в частные руки. Была земля брошенная, стала золотая. Казалось бы, радоваться нужно, что мы ее капитализируем, а нам не дают. И другой площадки нет. Нужны ведь не просто выходы из метро, а возможность построить там транспортно-пересадочный узел. Ну, а раз земля официально не передана, браться за проектно-сметную документацию, проводить ее экспертизу. По устной договоренности мы огородили там участок, начали выносить коммуникации. И все, дальше ничего делать не можем. А время уходит. В запасе чисто технологически остался месяц. Если за это время работы не начать, в срок не уложиться.
Похоже, что и на Третьем пересадочном контуре работы стоят, по крайней мере неподалеку от редакции газеты, на Нижней Масловке. Тоже проблемы?
Марат Хуснуллин: Здесь идут публичные слушания, на которые по закону города отводится 90 дней. Как и в любом другом мегаполисе, жители чаще всего не согласны с разворачивающейся по соседству стройкой. В результате теряем многие месяцы на обсуждение. И лишь потом утверждаем проект планировки, сдаем документы на экспертизу и, наконец, начинаем полномасштабное строительство.
Станция "Нижняя Масловка" по плану должна быть построена в 2015 году. Это еще возможно?
Марат Хуснуллин: Пока да. У меня по каждой линии есть технологический срок строительства. Мы его уже сократили на 30%, выжав все, что было возможно для сокращения. Теперь можем сокращать только бумажную и организационную часть работы. Но если критический срок начала непосредственной стройки переступить, то придется сдвигать и ввод станции. То есть если "Нижнюю Масловку" в течение полугода еще не начать строить, то в 2015 году ее не сдать.
Александр Зайцев: Было бы логичным продлить "выделенки" за МКАД. Фото:Сергей Савостьянов
Александр Юрьевич, в Москве что ни день - транспортные новости: перехватывающие парковки, выделенные полосы, смена системы оплаты... Еще два месяца назад в роли замруководителя департамента транспорта столицы вы имели к ним непосредственное отношение. Можно ли надеяться, что уже на новом посту вы используете московский опыт для того, чтобы и в Подмосковье ситуация с транспортом изменилась к лучшему?
Александр Зайцев: Безусловно. Более того, многие проблемы мы намерены решать с Москвой сообща. К примеру, заниматься развитием такси. Тем более что полтора года назад было подписано соглашение между областью и столицей, по которому Подмосковье не имеет ничего против работы столичных таксистов на своей территории, а Москва, в свою очередь, допускает наших таксистов в мегаполис. Поэтому из 25 тысяч зарегистрированных автомобилей в области такси, многие работают в Москве, и наоборот. Я считаю, что такси всего региона должны работать по единым стандартам и правилам, быть все в единой цветовой гамме и с желтыми регистрационными номерами, которые будут свидетельствовать о том, что такси легальное.
Заммэра Москвы по транспорту Максим Ликсутов первым начал работать над решением этой проблемы. Придя в область, я тоже подключился к ней. Помимо внешних примет, постараемся оснастить такси максимально современно таксометром со считывающим устройством для карт оплаты и т.п.
А желтый цвет и желтые номера у такси в Подмосковье появятся до конца года?
Александр Зайцев: Я бы не хотел пока говорить о сроках. К развитию этого рынка мы пойдем постепенно. Надо, чтобы таксисты не испугались, чтобы поняли - на желтые номера можно будет перейти добровольно, при получении нового разрешения, которое будет выдаваться в соответствии с новыми требованиями. А тем, у кого разрешение уже есть, не надо никуда бежать и срочно все менять. Планируем дать им 2-3 года, время, в течение которых на такси, как правило, меняется автомобиль. Поэтому и перекрашивать машины не придется. Подойдет срок покупки другой, вот тогда человек и решит, работать ему в такси на новых условиях или нет. Детали и волнующие таксистов вопросы обсудим и с ними, и с их пассажирами, навязывать никому ничего не будем.
Ликсутов пообещал пустить такси в Москве, когда они будут желтыми, на выделенные полосы. Подмосковные машины будут иметь такие привилегии?
Александр Зайцев: Да. Одна из идей, которую мы вынашиваем, предполагает, чтобы такси стало полноценным участником дорожного движения, как общественный транспорт. Предложение на этот счет уже направлено на рассмотрение руководству области.
Но в области-то выделенок нет? Речь идет о столичных спецполосах?
Александр Зайцев: Пока нет. Но правительство Московской области над их созданием работает. Было бы правильно организовать движение общественного транспорта беспрерывно: если идет выделенная полоса по Москве, то логично было бы ее продолжить и дальше, за МКАД. Но сначала необходимо провести математическое моделирование транспортных потоков и лишь на основании этого принять решение. Ряд выделенок у нас уже проработке. Скорее всего, будет несколько пилотных проектов. Один испытаем на федеральной трассе, другой - внутри муниципального образования. Но конкретизировать где именно, пока рано. Помните, как тяжело шел процесс в Москве с выделенными полосами? Несмотря на жалобы и общественный резонанс, которые они вызвали, сейчас людей, довольных полосами, намного больше, чем недовольных. Просто эти пассажиры спокойно едут в автобусах и даже благодарят за то, что получили возможность передвигаться без препятствий. А те, кто недоволен - шумят, и их слышнее.
Максим Решетников: Налоги, уплаченные москвичами с доходов от аренды, вернутся к ним же. Фото:Сергей Савостьянов
Максим Геннадьевич, среди блогеров Москвы идет жаркая дискуссия по поводу методических рекомендаций, появившихся на сайте департамента жилищно-коммунального хозяйства города. Этот документ позволяет управляющим компаниям вместе с участковыми дважды в месяц совершать рейды по квартирам москвичей. Это полицейская мера или экономическая как продолжение работы, начатой правительством Москвы в прошлом году по выявлению горожан, нелегально сдающих жилье?
Максим Решетников: Я бы сказал, что это прежде всего одна из мер, направленных на наведение порядка в жилом секторе, обеспечения безопасности в нем. В то же время, конечно, и экономическая, так как она стала реакцией на обращения жителей по поводу непомерно высоких платежей за услуги ЖКХ, выставляемых управляющими компаниями. Больше всего вопросов вызывает плата за воду. Те москвичи, у которых в квартире установлены счетчики водопотребления, платят в большинстве своем за 160-170 литров, а те, у кого их нет, зачастую оплачивают и 400 литров в день. Это, конечно, стимулирует горожан обзаводиться счетчиками, что и сделали уже две трети жителей столицы. Но треть пока этот вопрос не решила и потому требует справедливости, не желая платить за того парня, то есть за жильцов, не зарегистрированных в этом доме. Город сейчас в состоянии отреагировать на это и создать инструмент контроля за реально проживающими людьми. Произошло это потому, что в прошлом году в постановление правительства РФ о правилах оказания услуг ЖКХ были внесены изменения и впервые появился термин "проживающие граждане" вместо прежнего "зарегистрированные граждане". И теперь неважно, что зарегистрирован в квартире один, платить за коммуналку должны все, скажем, пятеро, кто там живет.
Но и у столицы есть свой экономический интерес. Летом вы даже называли его цену: 5 миллиардов рублей, которые, по вашим расчетам, не добирает бюджет Москвы из-за того, что, сдавая нелегально квартиры в аренду, москвичи не платят налогов с этих доходов.
Максим Решетников: Мы действительно хотим легализовать арендные отношения. Тем более что налог на физлиц, предусмотренный законом в размере 13%, не является запретительным или слишком обременительным. Судя по реакции москвичей, многие согласны с этим. Ведь только за прошлый год количество задекларировавших свои доходы по этой статье, удвоилось - с 7,5 тысячи деклараций, поданных в 2011 году, до 15 тысяч в 2012-м. И денег в бюджет Москвы от налогов на доходы от аренды, соответственно, поступило, судя по предварительным итогам, больше - 500 млн рублей.
Но я еще раз вынужден подчеркнуть. Хотя мы и подходили к этой проблеме с фискальной точки зрения, цель правительства Москвы - обеспечение безопасности в жилом секторе и в целом по городу. Деньги вернутся к жителям районов, в которых они собраны и будут использованы при непосредственном участии муниципальных собраний. Такое решение будет в ближайшие дни принято. А дальше сами органы местного самоуправления решат, на что потратить эти полмиллиарда - на капитальный ремонт жилья, благоустройство района или другие важные с их точки зрения дела.
Полный отчет со встреч с гостями "делового завтрака" будет опубликован в ближайших номерах РГ.