В список номинантов на лучший фильм прорвалась "Цель номер один", но ее режиссер Кэтрин Бигелоу не удостоилась такой чести, по общему мнению - из-за политиканства властей. Группа сенаторов возмутилась, что в фильме информация о Бен-Ладене добывается с помощью пыток. Режиссер "Операции "Арго" Бен Афлек тоже не попал в число номинантов. Со временем рос скепсис по отношению к "Линкольну" Стивена Спилберга, первоначально встреченному как художественно-историческое откровение. Тем не менее, с двенадцатью номинациями, "Линкольн" считался признанным фаворитом.
По количеству номинаций вплотную подошел к нему фильм "Жизнь Пи" Энга Ли. Стоящие на третьей ступени по количеству номинаций "Отверженные" Тома Хупера не удостоились, кажется, ни одной определенно положительной рецензии, но встали вровень с фильмом Дэвида Рассела "Мой парень - псих". В прогнозах царил разброд. Но вот конверты вскрылись, интрига разрешилась, и счастливые победители по очереди устремились в пресс-центр.
"Арго" приплыл к золотому руну
Победа "Операции "Арго" была если и не предопределена, то подготовлена - и предварительными призами, и теплым отношением критиков. Но, конечно, вмешаться могли конкуренты, в первую очередь "Линкольн" Спилберга, обладающего колоссальным весом в киномире. Но случилось то, что случилось: актер и кинорежиссер Бен Аффлек, не получив ни одного "Оскара" по своим основным профессиям, стал обладателем главной премии года. Кроме него, статуэтки получили кинопродюсеры Джордж Клуни и Грант Хислов.
Джордж, скажите честно, после всей обильной жатвы предварительных призов, вы были уверены в победе?
Джордж Клуни: Клянусь - нет! Мы как раз готовились, что пролетим, и что ничего страшного в этом нет. Фильм получил достаточное признание, у него успешная касса, чего еще желать? Мы были уверены, что лучшей объявят другую ленту. Какую - не скажу.
Бен, известно, что вы политически ангажированы, ходили даже слухи, что вы выставите свою кандидатуру в сенат США. Рассматриваете ли вы свой фильм как политическое заявление?
Бен Аффлек: Я об этом не думал. Когда я прочел сценарий, то был настолько захвачен им, что приложил массу сил для того, чтобы мне дали постановку. А потом уже начались съемки, и мне точно было не до политических заявлений. Режиссура захватывает полностью.
Как вы отреагировали, когда узнали, что не номинированы в категории режиссуры?
Бен Аффлек: Ну, как я мог реагировать? Без радости. А потом, когда узнал, что нахожусь в хорошей компании неноминированных Кэтрин Бигелоу, Тома Хупера, Пола Томаса Андерсона и Квентина Тарантино, успокоился. Но в итоге я стою здесь и получаю поздравления...
Укротитель тигра
Выбор победителя в номинации за лучшую режиссуру стал увесистым тычком Спилбергу. Народное мнение сходилось в том, что "Линкольн" лучшим фильмом не признают, а вот его режиссер получит заветную статуэтку. Не вышло: приз ушел Энгу Ли за постановку фильма о драматическом содружестве мальчика и тигра.
Ваши фильмы насыщены визуальными эффектами. Будете ли вы и дальше идти по пути их активного использования?
Энг Ли: Абсолютно! Это - мой путь, я следую ему с тех пор, как увидел ленту Кубрика "2001: Космическая одиссея", а теперь мы получили в руки такой мощный инструмент, как 3D, который просто грех не использовать.
Вы получили уже второй "Оскар", что редкость для режиссера, принадлежащего к другой культуре. Как вы адаптировались в Голливуде?
Энг Ли: С трудом. Культурные различия играют существенную роль, их нужно преодолевать, что непросто. Здесь очень развит свой киноязык, которым необходимо овладеть, здесь иное использование техники, другая терминология, и вообще вся киноиндустрия настолько развита, что образовала свой мир, в котором нужно освоиться. Я стараюсь.
Трижды герой
Как и в прошлом году, когда все номинантки на приз за лучшую главную роль оказались в тени Мерил Стрип, которой просто нельзя было не дать награду, так и в этом году сильные номинанты в категории "Лучшая мужская роль" попали в тень Дэниела Дэй-Льюиса. В киномире он стоит на голову выше многих собратьев по профессии, и стал первым в истории актером, получившим все три "Оскара" за исполнение главных ролей.
Дэниел, вас не спрашивали, как вы, не американец, можете играть президента США, который считается воплощением американского характера?
Дэниел Дэй-Льюис: Достаточно, что я сам себя этим терзал. Согласиться, играть эту роль было нелегким для меня решением, в том числе и по причине, которую вы назвали.
Все в Голливуде знают, что когда вы работаете над образом, то меняетесь сами. В своей благодарственной речи вы сказали, что жене за шестнадцать лет вашего брака пришлось жить с разными мужчинами. Как же ей это удается?
Дэниел Дэй-Льюис: Она умудряется найти индивидуальный подход к каждому из них. Они остаются довольны.
Кого бы вы хотели сыграть в будущем?
Дэниел Дэй-Льюис: И думать не хочу. Мне нужно несколько лет отдыха, чтобы прийти в себя после этой роли.
Новая звезда
Дженнифер Лоуренс ("Мой парень - псих") предрекали победу в категории "Лучшая женская роль", хотя соперницы у нее были сильные.
Дженнифер, поздравляю! Как вы пережили этот момент, такой непростой для молодой актрисы?
Дженнифер Лоуренс: Я его еще не пережила. Последние дни были хаосом: друзья приезжали и уезжали, семья вся ходила на взводе. Помните, как дергался Стив Мартин в фильме "Отец невесты", - так вот это про меня.
Вам 22 года, и уже у вас "Оскар", а перед ним были еще две номинации. Немногие начинают карьеру так ярко.
Дженнифер Лоуренс: Да, но так получилось. Это дает уверенность для будущей работы.
Вы удивительно сумели проникнуть в психику молодой женщины с биполярным расстройством. Сказалась ли эта роль на вас самой?
Дженнифер Лоуренс: Только в том смысле, что осталась злость на болезнь, с которой надо побыстрее кончать - невозможно представить, как люди мучаются!
Вспомогательная слава
Крайне редко бывает, чтобы в одной категории конкурировали только обладатели "Оскаров", но так случилось в номинации за мужскую роль второго плана. Любители пари ставили на Де Ниро, сыгравшего в фильме "Мой парень - псих", но академики рассудили иначе, отдав предпочтение Кристофу Вальцу. Свой первый "Оскар" Вальц получил тоже за работу с Тарантино - в "Бесславных ублюдках". В пресс-центр он вошел заметно обескураженный - явно не ожидал победы.
Когда вы прочли сценарий "Джанго", предполагали ли вы, что эта роль может привести вас ко второму "Оскару"?
Кристоф Вальц: Я уверился, что держу в руках потрясающую историю, в которой мне было бы очень интересно сыграть. Что я и сделал. Вот и все.
Что вы чувствовали в промежутке между перечислением номинантов и оглашением вашего имени - имени победителя?
Кристоф Вальц: Ну, я же не первый раз прохожу через эту процедуру, а так как в моей категории действительно подобрались замечательные актеры, то я бы не испытал ничего, кроме уважения, услышь другое, не мое имя.
В категории "Лучшая женская роль второго плана" предпочтения отдавались Энн Хэтэуэй. Так и произошло: за исполнение роли Фантины в "Отверженных" она получила статуэтку.
Что вам дала работа в "Отверженных"? Помимо "Оскара", разумеется.
Энн Хэтэуэй: Представьте, очень много. Я еще молодая актриса, только нарабатываю опыт. Раньше мне приходилось играть в основном реалистические роли. Скажем, в "Рейчел выходит замуж", где я играла завязавшую алкоголичку, работа была очень тяжелой, но я могла понять этот характер. А как выразить трагедию в мюзикле? Пришлось многому учиться, за что я страшно благодарна и режиссеру Тому Хуперу, и партнерам. А больше всего - Хью Джекману, работать с которым было просто наслаждением.
Союз писателей
В категории "Адаптированный сценарий" победителем стал Крис Террио ("Операция "Арго"), а в категории "Оригинальный сценарий" - Квентин Тарантино за сценарий "Джанго освобожденный". Это второй его "Оскар", первый он получил за сценарий "Криминального чтива".
Квентин, наверное, ни один из сценариев не критиковали так жестоко, как ваш. Чувствуете себя отомщенным?
Квентин Тарантино: На самом деле я рад критике: мне было важно разжечь дискуссию о роли рабства в американской жизни. И чем больше поленьев подбросят критики в этот костер, тем лучше.
Ваши фильмы замечательно принимаются не только в Америке, но и за рубежом.
Квентин Тарантино: Я не удивлен, поскольку отношусь к себе больше как к интернациональному, а не национальному режиссеру. Я очень интересуюсь тем, что происходит в кино других стран, и, конечно, этот интерес эхом отдается в моих фильмах, а они, в свою очередь, поэтому становятся ближе интернациональному зрителю.
Завтра уберут статуи "Оскара", украшающие бульвар Голливуд, скатают красный ковер, и начнется новый год - со своими интригами, слезами и тяжелой работой. И уже кто-то другой будет расчищать место для вожделенной статуэтки.