26.02.2013 00:36
В мире

Власти Египта запретили использовать мечети в политических целях

Власти Египта запретили использовать сооружения культа в политических целях
Текст:  Екатерина Вергиз
Российская газета - Федеральный выпуск: №41 (6017)
Суд Александрии назвал незаконным издание фетв - авторитетных мнений по вопросам шариата - кем бы то ни было, кроме представителей египетского муфтията, а также наложил запрет на использование мечетей в политических целях. "Мечеть - это сердце исламской общины, поэтому имамы не должны использовать мечети для достижения политических или партийных целей", - гласит заявление суда от 20 февраля.
Читать на сайте RG.RU

Вердикт стал пробным камнем, брошенным умеренными исламистами, в их планах поставить под контроль своих более радикальных единоверцев. Проблема бесконтрольного использования культовых сооружений для агитации встала перед Египтом уже в ходе выборов нижней палаты парламента в ноябре 2011 года. Такая пропаганда велась как открыто - через наглядную агитацию, так и косвенно, путем проповедей, организации встреч кандидатов после молитв с прихожанами. Или путем проведения регулярных уроков по богословию, как это было в случае шейха Хазема Абу Исмаила, первым начавшим использовать мечети в агитации. Тогда официально салафитская партия "Нур" отказалась от использования мечетей в своей кампании - как следовало из ее пресс-релиза, из уважения к решению Верховной комиссии по выборам. Также для пропаганды закрыли свои мечети суфийские ордены, традиционно аполитичные. "Нам же удалось отстоять наши мечети в эпоху прежнего режима", - пояснил свою позицию шейх Машаль.

Тем не менее нарушения в ходе проведения предвыборной кампании заставили египетские религиозные власти подвергнуть резкой критике практику размещения в мечетях баннеров, плакатов и растяжек. Также они призвали сфокусироваться на унификации проповедей и отказаться от революционной риторики. Во время президентских выборов речь шла уже о рейдерских захватах мечетей.

Не следует считать причиной этих проблем беспринципность или отсутствие благочестия. В суннитском исламе нет разделения на светское и сакральное, поэтому мечеть выполняет принципиально иную функцию, нежели церковь в христианстве. Это и молитвенный дом, и школа, и клуб по интересам, и место заключения сделок, и лагерь в случае войны, и даже постоялый двор. Поэтому ограничения на политическую активность в мечети вызывают в исламском сообществе негодование и недоумение.

Закон N 133 "О сохранении неприкосновенности мест поклонения" 2008 года вводил запрет лишь на организацию демонстраций возле мечетей. Тем не менее исламистские круги охарактеризовали закон как антиконституционный и увидели в нем посягательство на право верующего защищать свою религию. Наказание в виде года тюремного заключения, как оказалось, было недостаточной превентивной мерой. В итоге "революция 25 января" против Мубарака стала настоящим восстанием лишь 28 января, когда после пятничной молитвы к протестующим присоединились исламисты. Таким образом мечеть превратилась в инструмент мобилизации.

После отстранения в августе 2012 г. от власти военных "Братья-мусульмане" взялись за решение вопроса мечетей. В сентябре министр внутренних дел генерал-майор Ахмад Гамаль-эд-Дин предложил поправки к вышеупомянутому закону 133/2008. Тюремные сроки и размер штрафов существенно увеличивались, на случай человеческих жертв даже предусматривалась смертная казнь. Таким образом, "Братья-мусульмане" пытались перекрыть ту тропинку, по которой они сами пришли к власти. Ближайшим их конкурентом оказались радикальные исламисты.

Опасения "Братьев" небеспочвенны. Число мечетей в Египте колеблется от 77 до 108 тысяч на 82-миллионное население. При этом в ходе парламентских выборов 2011 г., по сообщению газеты "аль-Масрий аль-Яум", более 10 тысяч мечетей использовались салафитами в качестве предвыборных штабов. Напомним, что в ходе выборов крупнейшая салафитская партия "Нур" набрала почти треть голосов и заняла второе место в парламенте.

Между тем

В Тунисе, по официальным данным, к маю 2011 г. число мечетей, контролируемых радикальными исламистами, достигло 400 (из 5 тысяч на 10 млн населения), и цифра эта продолжает расти. В соседнем Алжире, по некоторым данным, около трети мечетей находится под контролем салафитов (из 15 тысяч на 36 млн населения).

"Катастрофическим" назвал решение по увеличению количества мечетей в Сирии источник, близкий к сирийским спецслужбам. В 2005 году количество мечетей составляло около 10 тысяч на 19 миллионов сирийцев. В дальнейшем в целях борьбы с экстремизмом доля мечетей была повышена. Расчет строился на том, что контролируемые спецслужбами мечети представляют меньшую угрозу, нежели подпольные. Однако обилие недозаполненных мечетей создало благоприятные условия для их захвата радикальными исламистами. В результате с началом боевых действий сеть таких мечетей послужила эффективным каналом для мобилизации боевиков.

Египет