26.02.2013 00:43
Экономика

Налоговые органы сократили число выездных контрольных проверок

Текст:  Ирина Голова
Российская Бизнес-газета - : №7 (885)
Ежегодно налоговые органы сокращают число выездных контрольных мероприятий. Сейчас проверяется 6 компаний из 1000. То есть лишь 0,6% юридических лиц. Об этом сообщил заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Сергей Разгулин в ходе конференции "Годовой отчет 2012. РСБУ. МСФО и налоги в 2013 году". По его словам, ревизоры стараются брать не количеством, а качеством.
Читать на сайте RG.RU

Средняя результативность выездных проверок по стране составляет 96-98%. "Налоговые органы ориентированы на 100-процентный результат проведения выездных налоговых проверок. Если налоговый орган вышел на выездную проверку, он обязан обнаружить правонарушение. Если он ничего не доначислил по результатам проверки, назначается служебное расследование на предмет обоснованности включения налогоплательщика в план проведения проверок", - сообщил Разгулин.

При этом если раньше отменить решение по результатам выездной проверки бизнесменам часто удавалось через суд, то теперь сделать это стало сложнее. "Налоговые инспекторы приходят в суды более подготовленными, чем пару лет назад, собирают больше доказательств и аргументов в подтверждение факта уклонения от уплаты налогов", - говорит Сергей Варламов, партнер компании "Налоговик".

Ужесточаются и сами правила проведения проверок, многие нормы закона трактуются невыгодно для компаний. Так, один из проблемных моментов при проведении ревизии - глубина проверки. По общему правилу она не должна составлять более трех лет. То есть если решение о проведении контрольного мероприятия принято в 2013 году, то могут быть проверены периоды 2012, 2011 и 2010 годов. 2009 год для проведения ревизии уже закрыт. Однако эти временные рамки могут быть расширены. "Судебная арбитражная практика свидетельствует о том, что в рамках выездной налоговой проверки могут быть проверены истекшие налоговые периоды года принятия решения. И даже календарные месяцы. Инспекторы могут привлечь налогоплательщика к ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента по результатам проверки деятельности организации в том году, в котором проводится проверка", - сообщил Сергей Разгулин.

Также у налоговиков есть возможность проверить документы старше трех лет, заявляет Татьяна Ильинова, руководитель аудиторско-правового департамента аудиторско-консалтинговой группы "Градиент Альфа", член Экспертного совета при Комиссии Мосгордумы по законодательству: "ФНС вправе запросить документы о деятельности компании за рамками трехлетнего срока, если к этому времени относится предоставление организацией уточненных деклараций. В этом случае инспекторы могут проверить весь корректируемый период в рамках выездной проверки. Это правило введено в п. 4 ст. 89 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ и применяется независимо от того, в какую сторону меняется сумма ранее заявленного налога. Кроме того, у налогоплательщика могут запросить документы по операциям, выходящим за рамки трех лет, если они влияют на финансовые результаты проверяемого периода".

Изменение состава проверяющей группы тоже нередко становится камнем преткновения между ревизорами и представителями компании. Если в период проверки состав инспекторов меняется, то налоговый орган обязан принять решение об изменении состава проверяющей группы и вручить его налогоплательщику. В противном случае у компании появляется повод обжаловать решение налоговиков в судебном порядке. Любой промах ревизоров для фирмы становится шансом снять доначисления. Но добиться отмены решения по формальным признакам удается далеко не всегда, так как для фискалов смена проверяющей группы - не повод ставить под сомнение результат проверки. "В постановлении президиума ВАС от 4 ноября 2012 года N 12-181/11 указано, что подписание акта о проведенной проверке лицами, не принимавшими в ней участия, само по себе не является основанием, влекущим безусловную отмену решения. Налогоплательщику следует указать, что решение повлекло существенное нарушение его прав и законных интересов", - говорит Сергей Разгулин.

Еще один повод для споров - срок проведения проверки и ее приостановление. Налоговикам дается 2 месяца на контрольное мероприятие со дня принятия решения о ее проведении. Если налоговый орган не укладывается в отведенное время, он вправе принять решение о продлении ревизии. В этом случае решение, подтверждающее этот факт, должно быть передано проверяемой компании. Забывчивость контролеров может стоить им потери собранных доказательств. Так как компания имеет право обратиться в суд и добиться исключения из решения тех сведений, которые были собраны за пределами срока проверки.

При нехватке времени на исследование деятельности компании налоговики могут использовать не продление, а приостановление проверки. "При наличии установленных законом оснований выездную проверку можно прерывать несколько раз. Общий срок приостановления не может превышать шесть месяцев. Но если запрашивалась информация у иностранного государства, есть возможность увеличить время приостановления еще на три месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ). С учетом приостановления и продления общая продолжительность выездной проверки может составить 1 год и три месяца", - поясняет Татьяна Ильинова.

В период приостановления проверки никакие действия на территории налогоплательщика не проводятся. Но у ревизоров есть масса возможностей собирать сведения за пределами компании. "Вместе с тем кодекс не содержит ограничений на проведение мероприятий налогового контроля на территории налогового органа. Поэтому должностные лица налогоплательщика даже в период приостановления проверки могут быть вызваны для дачи пояснений в налоговый орган. Если налогоплательщик получит требование о предоставлении документов до приостановления проверки, по нашему мнению, он обязан исполнить это требование. Даже если его исполнение приходится уже на период приостановления проверки", - говорит Сергей Разгулин.

Сегодня выездные проверки крайне редко проходят в рамках минимального установленного срока в два месяца. В большинстве случаев они затягиваются в среднем на 6-9 месяцев. При этом налоговики не заинтересованы в ревизиях, которые длятся дольше года, так как в этом случае для них может оказаться закрыт трехлетний срок давности привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения.

Налоги