Новые правила закупки оборудования запрещают приобретать для нужд обороны страны и безопасности государства иностранное технологическое оборудование при условии, если аналогичное производится на территории РФ. Запрет должен помочь обеспечить заказами отечественных производителей станков, вывести их на конкурентоспособный уровень. Однако наши предприятия оказались не готовы к такому повороту событий.
"За время действия 56-го постановления предприятия холдинга не получили ни одного заказа на изготовление станков от оборонных предприятий, - сокрушается Владимир Серебренный. - Данный документ не информирует производителей о наличии спроса на оборудование и самое главное - не стимулирует развитие отечественного машиностроения. Считаю, что необходимо провести анализ, который бы показал, насколько этот нормативный акт вообще может защищать интересы отечественных производителей".
"Чем больше сложностей создается для поставки оборудования, тем труднее необходимое оборудование будет ввозиться в Россию, от этого страдает, главным образом потребитель", - считает глава представительства компании EMAG в России Павел Беликов.
Еще одной немаловажной проблемой реализации постановления, по мнению экспертов, является недостаточная информированность участников рынка и заказчиков относительно требований указанного нормативного правового акта. "Российские предприятия-потребители и проектировщики (инжиниринговые компании) плохо информированы о правилах и порядке применения постановления N56, - уверен руководитель рабочей группы "Наука" комиссии Минпромторга России, проректор по развитию МГТУ "Станкин" Александр Андреев. - К тому же многие потребители не в состоянии должным образом оформить заявку о необходимости покупки именно импортного оборудования тогда, когда отечественный аналог хотя и существует, но не соответствует необходимым требованиям. Кроме того, постановление никак не учитывает стоимость и сроки поставки оборудования, на приобретение которого устанавливается запрет".
По словам Александра Андреева, производственные возможности отечественных производителей металлообрабатывающего оборудования не соответствуют прогнозируемым объемам заказов.
Для решения сложившихся проблем, по мнению экспертов, необходимо повышать профессионализм потребителей металлообрабатывающего оборудования и инжиниринговых компаний в части учета требований постановления. Также нужен тщательный анализ возможного применения российского металлообрабатывающего оборудования еще на этапе разработки проектно-сметной документации. Требуют совершенствования механизмы исполнения требований постановления со стороны государственных заказчиков и повышения ответственности российских производителей станков в части обеспечения поставок оборудования, по зарубежным аналогам которого был установлен запрет. Однако, по словам заместителя начальника управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС Андрея Грешнева, помимо 56-го постановления существуют другие, проверенные механизмы: "Заказ на поставку продукции размещается в рамках закона о госзаказе (94-ФЗ), где четко прописаны все процедуры размещения заказа и оформления конкурсной документации. Нарушения порядка заказов могут быть рассмотрены ФАС России в соответствии с действующим законодательством".
По мнению экспертного сообщества, в связи с неготовностью отечественных станкостроителей удовлетворить спрос на конкурентоспособное оборудование необходима локализация производства металлообрабатывающего оборудования зарубежного происхождения на территории РФ.
А по мнению заместителя председателя подкомиссии дистрибьюторов станкоинструментальной отрасли Союза машиностроителей России Владимира Сметаны, "необходимо переходить к кластерному подходу развития станкостроительной отрасли России".