Об этом заявил замглавы министерства Андрей Клепач. "Мы сохранили тенденцию к торможению роста, и оценка его за январь по сравнению с прошлогодним показателем - плюс 1,6, но с учетом сезонного календарного фактора по отношению к декабрю прошлого года минус 0,3 процента", - рассказал чиновник.
Клепач признал, что предварительные ожидания от данных по январю были более оптимистичными. Причинами спада в числе прочих стали низкие показатели промышленности. Январская оценка минэкономразвития в этом случае совпала с данными Росстата - минус 1,5 процента. В плюсе оказалось лишь производство пластмассовых и резиновых изделий. "Просела розница. Минус 1,5 процента январь к декабрю", - посетовал Клепач. Правда, такое было и раньше, однако сейчас снижение сильнее.
Тем не менее в минэкономразвития ожидают, что февраль будет лучше, чем январь. Но в целом пока, резюмировал замминистра, мы реализуем рисковую часть динамики, и когда она повернется в сторону роста - сказать нельзя. В том, чтобы она повернулась вспять - очень много зависит от розницы, от промышленности. "При этом меры для стимуляции стандартны, возможности для оперативного вмешательства крайне ограничены, хотя ЦБ и заявил, что не исключает снижения процентных ставок в перспективе", - резюмировал чиновник.
"Ситуацию по экономике на этот год действительно можно назвать непредсказуемой, вернее, плохо предсказуемой", - отметил в разговоре с "РГ" директор Центра структурных исследований Института экономической политики имени Гайдара Алексей Ведев. На перспективы, отмечает он, сильно влияют внешние факторы, главный из которых - цены на нефть, которые могут повести себя совершенно по-разному. Нельзя не обращать внимание и на состояние европейской экономики. Правда, уточняет Ведев, она нас волнует только с точки зрения объемов спроса на российское сырье - нефть, газ и металлы. "А вот долговая проблема Евросоюза на возможности нашего роста существенного влияния не окажет", - сказал эксперт "РГ". По его расчетам, перспективы роста ВВП в этом году будут видны только к маю. "Если мы хотим подъема экономики на 3 процента, то необходима стимулирующая политика, расширение госрасходов на экономику. И улучшение делового климата. Если рассчитывать только на нефть, то можем сползти вниз", - считает Ведев. В случае же жесткой денежной политики и низкой инфляции показатели нашего ВВП по итогам 2013 года окажутся скромнее - 2,4-2,6 процента.
В любом случае, для оживления российской экономики необходимо искать новые пути. Эксплуатировать одну только модель внутреннего спроса уже не получается. "Поэтому снижение темпов роста ВВП наметилось еще во второй половине прошлого года, а в январе 2013-го стало очевидным. Темпы роста кредитования снижаются, да и доходы населения растут не так быстро, как хотелось бы", - отмечает Ведев. И в этой связи, продолжает он, успех нашей промышленности по части пластмассовых и резиновых изделий можно назвать скорее исключением из правил, связанным, скорее всего, с запуском новых мощностей.