26.02.2013 00:40
Экономика

Тарифы на электроэнергию для МСП возрастут с 2014 года

С 2014 года тарифы на электроэнергию для МСП возрастут
Текст:  Елена Шмелева
Российская Бизнес-газета - Промышленное обозрение: №7 (885)
Стоимость электропотребления для малых и средних предприятий через год может взлететь до заоблачных высот.
Читать на сайте RG.RU

Вот уже много лет потребители электроэнергии из малых и средних предприятий задают себе один и тот же вопрос: почему они должны оплачивать все возрастающие услуги региональных сетевых компаний. Первый вице-президент "ОПОРЫ России" по энергетике, инфраструктуре и кластерной политике Александр Калинин объяснил, что самые крупные предприятия, такие как металлургические комбинаты, железная дорога, автозаводы, напрямую подключены к линиям федерального значения - ФСК. Предприниматели помельче такого доступа не имеют и, как и население, получают электроэнергию через распределительные сетевые структуры, входящие в холдинг Региональных Сетевых Компаний, и платят вдобавок и за его услуги. То есть за "последнюю милю". По данным минэнерго, МСП, подключенные к сетям РСК, платят 200 млрд рублей в год. Крупные же предприятия, подключенные к сетям ФСК, платят за "последнюю милю" 60 млрд рублей в год. Население до экономически обоснованного тарифа недоплачивает. Разницу компенсируют за счет перекрестного субсидирования бизнесом и бюджетом в доходах РСК.

Отмена "последней мили" для крупных компаний, получающих энергию напрямую, предусмотрена ФЗ N 35 с 1 января 2014 года. А потерянные 60 млрд рублей энергетики захотят возместить... В некоторых регионах рост сетевого тарифа для МСБ, бюджетных учреждений составит 100%.

В "ОПОРЕ России" видят выход в дифференциации тарифа ФСК для сетей и крупных потребителей. В ряде регионов, особенно в неценовых зонах, предлагается сохранить механизм "последней мили". Председатель попечительского совета "ОПОРЫ России" Сергей Борисов отреагировал на ситуацию довольно эмоционально.

- Мы себе не представляем последствия, которые могут наступить для малого бизнеса уже в будущем году. В первую очередь пострадают хлебопекари. Для самой маленькой пекарни необходимы три печи по 40 кВт. Не выдержит нагрузки производственный малый бизнес, который только-только начинает поднимать голову. Мы собирались увеличить количество малых предприятий, а получим полный регресс.

Замминистра энергетики Михаил Курбатов подтвердил, что, несмотря на то что "последняя миля" как форма удержания перекрестного субсидирования зафиксирована в законе с начала 2011 года и продлена до 2014-го, часть потребителей успешно ее игнорирует. Так, компания МРСК "Сибирь" из-за того, что ее крупнейший потребитель перестал платить по договорам "последней мили", в прошлом году недополучила практически половину выручки. Это означает колоссальное сокращение инвестиционной программы.

-Таким образом, - отметил замминистра, - наши стремления удешевить и ускорить новые технологические присоединения практически невозможны. Но проблему решать надо. В ближайшее время мы постараемся максимально публично, с привлечением ведущих экспертов обсудить проблему. Сегодня объем перекрестного субсидирования превысил 200 млрд рублей, и главная для министерства задача - решить проблемы "последней мили". Вероятно, в таких регионах, как Хабаровский край, Еврейская АО, Амурская область, придется принимать экстраординарные шаги. Там мы будем выходить с инициативой запрета прямых договоров с федеральными сетевыми компаниями. С другой стороны, с ценовой диспропорцией на услугу получения электроэнергии надо заканчивать. Не может услуга по передаче электроэнергии в одной компании стоить рубль, а в другой - 24 копейки.

Председатель совета директоров Холдинга МРСК Георгий Боос уверен, что "последняя миля" - вовсе не перекрестное субсидирование. Миссия ФСК - передача электроэнергии на большие расстояния для энергообеспечения в рамках единого энергетического кольца всех населенных пунктов страны. А услуга по предоставлению электроэнергии и распределению ее между потребителями, к коим относятся все предприятия, - это совсем иная услуга. Что делать в этой ситуации?

По мнению Бооса, для начала надо навести порядок в деле техприсоединения. Кроме того, нужно проводить серьезную работу с дебиторскими задолженностями. Важно сделать прозрачными процедуры доступа к торгам - и для поставщиков оборудования, и для подрядчиков на ремонтных работах. Нужно обратить внимание на низкий аутсорсинг, который используется внутри компании. Необходимо использовать такие современные формы, как энергосервисный контракт, которого в стране вообще нет. Конечно, не красят картину и устаревшие правила создания и правила эксплуатации. Надо не забыть разрешить введение муниципалитетами так называемых курортных, выходных и прочих сборов. В качестве примера можно вспомнить Сочи, где население - миллион, а в период сезонного пика - 10 млн, на которые и рассчитан сетевой комплекс.

- Отдельная тема, - подчеркнул Георгий Боос, - переизбыток мощностей сетевого комплекса. Их содержание также учтено в тарифе. Еще я скептически отношусь к введению социального тарифа. Потому что его возместит не бюджет региона, а остальные потребители. И это не защитная мера по сглаживанию отмены "последней мили" и сдерживанию роста тарифов на электроэнергию. Это, наоборот, будет стимулом к росту тарифов и возрастанию нагрузки на реальный сектор экономики.

Энергетика