Мне жаль педантичных отличников, которые дальше стереотипа - ни-ни. Обожаю раскованных, не боящихся ошибиться троечников. Четверть века живу духом эксперимента, которым пропитана наша гимназия.
Это когда образовательная программа строится на том, чтобы не готовые решения ребятам навязывать, а предлагать многовариантные комбинации. Когда постоянно идут состязания - гуманитарные, "точные", технологические. Когда в олимпиаде развивающего обучения отметки "вне закона": главное - смекалка, оригинальность мышления, быстрота реакции. Бывает, ученик ни одного математического правила не знает, зато логическую задачку "щелкает" с блеском.
И воспитательную работу, от процесса образования неотделимую, вижу скрепленной теми же принципами. Диктатом, нравоучениями на путь истинный никого уже не направишь. А вот увлечь ролевой ситуацией можно всегда.
Большинство детей стремятся найти в школьных стенах не только знания. Физика завораживает? Поэзия, робототехника, бальные танцы, восточные единоборства? В школе должно быть место для занятий на любой вкус. Не удастся 13-15-летнему человеку вкусить первый успех здесь - станет "героем" за гаражами. Избежит асоциальной подворотни - затаит обиду на окружающих. Вовремя нереализованная энергия со временем неминуемо обернется комплексами.
Однако что происходит все чаще? Обеспеченные родители готовы выстелить своим чадам дорожку едва ли не на всю предстоящую жизнь: "Не напрягайся - все оплатим!" Те, чей достаток скромнее, полагаются на модный нынче экстернат. Наняв репетиторов, радуются: "С девочками не гуляет - сидит над книжками". А "усидчивый, правильный" мальчик тускнеет, замыкается в себе. К нему бы прямо сейчас - с оглушительным приглашением, допустим, в школьный ансамбль: "Слабо вместо параграфов на саксофоне сыграть?"
Нельзя. Частная территория.
Как быть? Научиться договариваться. С учеником, который в наше "ювенальное" время отнюдь не бесправен. Со сверстниками, которых он в своей социальной группе признает лидерами. И, конечно, с папами-мамами.
Моим ребятам довелось не раз побывать в педагогической "шкуре". С третьеклассниками проводили урок латыни. Вместе писали сценарий Дня учителя. Потом творческие игры с ними готовили, сами и судили. Мы абсолютно искренни друг с другом. "Малейшая фальшь убьет доверие" - наш консенсус.
Пример взрослого был и останется для любого ребенка главной моделью. Но современному учителю мало быть одаренным.Он, как принято теперь говорить, должен считаться успешным. Между тем выпускники педвузов, как и прежде, в классы не рвутся. Мужчин-учителей все меньше. Вожделенные ресурсы в виде ипотеки по сниженным ставкам, социальных послаблений при оплате коммунальных услуг так и не стали пока для нашего брата реальными стимулами. Будем честны: трудно 40-50-летнему педагогу, вынужденному менять вдруг профессию, потому что на квартиру не заработал, говорить с детьми о нравственных ценностях.
Поездила недавно с модельными уроками и мастер-классами по городам Ямало-Ненецкого округа. Нашей гимназии на внимание власти грех жаловаться, но развитию образования на ямальском Крайнем Севере невозможно не позавидовать. Сколько там постоянно действующих мастерских, семинаров! А уж об учительских зарплатах - в среднем до 80 тысяч рублей - и не мечтаем. Помню, нам, победителям конкурса "Учитель года России", перед встречей с Медведевым рекомендовали меркантильную тему не поднимать. Но Дмитрий Анатольевич про жалованье сам сразу спросил. Пришлось признаться: на тот момент после всех нововведений моя зарплата не изменилась, а оклад даже понизился.
Без ответов на эти острые вопросы призыв к переменам в воспитании будущих поколений, - безусловно, актуальнейший, - боюсь, опять превратится в очередную кампанию. Очень не хочется, чтобы вместо комплексных решений последовали циркуляры о внедрении каких-то суперметодик, а потом - и список новых отчетов. В "Универсе", где около двух тысяч учащихся и почти 400 педагогов, под козырек брать по каждой команде сверху не принято. Школе затерянного в далекой тундре поселка отбиться куда сложнее.
Более всего, по-моему, какой бы то ни было нажим противопоказан в религиозном и патриотическом воспитании. Лобовыми лекциями любви к Богу и Родине не умножить. Не пропишешь всего и в учебниках, к которым немало претензий. Если стержневая идея придумана, выстрадана сообща, вокруг нее обязательно закрутится по-настоящему творческая среда.