Правительство подготовило проект постановления, где разъясняется, как именно будет проходить такая экспертиза и для каких документов она будет обязательной. Она коснется всех федеральных законов, проектов указов президента и постановлений правительства и будет проводиться до того, как документы поступят в Минюст для правовой экспертизы. Кроме того, на педагогическую экспертизу поступят все нормативные акты министерств и ведомств - либо до регистрации в Минюсте, либо во время их мониторинга.
Эксперты станут работать на общественных началах, они могут быть как физическими, так и юридическими лицами. После того, как они дадут свою оценку документу, их заключение, где будут проанализированы возможные последствия принятия того или иного документа, рассмотрит специальная комиссия Минобрнауки.
Комиссия даст заключение, которое должно быть размещено на сайте Минобрнауки в интернете. Минобрнауки будет вправе запросить для экспертов всю дополнительную необходимую информацию по проекту документа, который они анализируют.
В течение месяца то ведомство или министерство, которое разработало документ, обязано рассмотреть все замечания комиссии, и если оно несогласно с замечаниями комиссии и экспертов, разъяснить свои доводы в интернете. А если речь идет об указах президента или постановлениях правительства, то вместе с проектами будет рассматриваться и заключение экспертов.
Директор знаменитого Санкт-Петербургского физико-математического лицея №239 Максим Пратусевич не сомневается, что от педагогической экспертизы будет польза.
- Сама идея правильная. Сейчас, к сожалению, образованием управляют не педагоги, а бухгалтеры. И в законодательстве есть вещи, которые мне как учителю и директору школы не очень нравятся. Например, статья 47 нового закона "Об образовании в РФ", где говорится о том, что педагогическая нагрузка будет определяться уставом или локальными актами учреждения.
Максим Пратусевич опасается, что в некоторых регионах местные власти объявят учителям: раньше педагогическая нагрузка у вас была 18 часов в неделю, а сейчас будет 36. Разумеется, за эту же ставку. Еще одно законодательное новшество, которое может принести больше вреда, чем пользы - порядок записи в первый класс.
- Почему запись привязана только к регистрации по месту жительства и не учитывает наличия старших детей, уже учащихся в школе? Почему тем, кто не зарегистрирован на прикрепленной территории надо ждать именно до 1 августа? - спрашивает директор.
Если бы эти проекты документов, включая новый закон "Об образовании в РФ", принимались с учетом мнения независимой педагогической экспертизы, этих положений там, может, и не было бы.