27.02.2013 00:20
Общество

Алексей Чеснаков: Амбиции в политике порой просто необходимы

Текст:  Алексей Чеснаков (руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры)
Российская газета - Федеральный выпуск: №42 (6018)
В понедельник в интервью одному из зарубежных телеканалов глава российского правительства сформулировал важную задачу для политической элиты: "не думать о наших предыдущих геополитических позициях, а стать современным государством".
Читать на сайте RG.RU

Формулировка эта вряд ли станет популярной. Дискурс нынче не тот. Даже радикальные реформаторы 90-х рассуждают о важности "либеральных империй". Что уж говорить о самых замшелых консерваторах, для которых реваншистские фантазии и агрессивные воспоминания о прошлом стали смыслом жизни в настоящем.

Но обратить внимание на слова Медведева следует хотя бы потому, что в них обозначается приоритет в выборе между ключевыми идеологическими подходами, прямо влияющими на внешнеполитический и внутренний курсы действующей власти.

Нынешнему поколению российских политиков приходится постоянно разрываться между "сердцем и головой", волей-неволей возвращаться к "крупнейшей геополитической катастрофе XX века". Однако так долго жить нельзя. Все равно придется выбирать свое будущее не столько исходя из прошлого, сколько из собственных возможностей и амбиций. Иначе существует опасность ограничиться размышлениями о выгодных позициях, а не реализовывать их на практике. И неплохо бы государству в лице его служащих освоить не только технические атрибуты, но и базовые принципы этого состояния модерна. Ведь не так много людей, искренне считающих, что, для того чтобы стать современным, государству достаточно реализовать принцип "одного окна", наладить "электронное правительство" и обеспечить чиновников коммуникаторами. Быть современным сегодня значит быть открытым, свободным и справедливым.

Открытость государства и власти состоит в том, что граждане имеют право знать не только, как принимаются ключевые решения, но и то, кто их принимает. Прозрачность требуется для доходов и расходов депутатов, чиновников и сотрудников госкорпораций всех уровней. И открытость - это не только доступ к информации, но и возможность повлиять на процесс. Общество должно получить возможность разрывать контракт с менеджерами по оказанию гражданам услуг, если таковые вдруг оказываются неэффективными.

Свобода в деятельности государства подразумевает не только либеральные правила политической игры, в которой желающим предоставляется возможность бороться за власть, но и право всех участников на прямую апелляцию к избирателям. Придется научиться обходиться без "священных коров" и быть готовыми без излишнего брызгания слюной и призывов к поиску "пиндостанских агентов" обсуждать любые (!) волнующие граждан актуальные проблемы.

Ориентация на справедливость как базовый принцип должна стать неотъемлемой частью современной русской политкультуры и тщательно поддерживаться государством. Например, придется без колебаний избавляться от тех чиновников и депутатов, которые предоставили недостоверные декларации. Порой для страны серьезным преступлением оказывается не тяжесть проступка, а вранье гражданам о нем.

Конечно, всеобщее и немедленное распространение обозначенных принципов на работу государства выглядит чистым идеализмом. Ведь любой российский гражданин, сталкивающийся по необходимости с родным государством, понимает, насколько тяжела работа по его модернизации. Но, по большому счету, у нас нет другого выхода. Именно об этом слова Медведева.

Амбиции порой не просто хороши, они необходимы. Особенно в политике. Но они реализуются только тогда, когда они устремлены в будущее. Место в истории нам гарантировано. Гарантировано ли благодаря истории и геополитике наше место в будущем? Этот вопрос должен сегодня волновать власть и государство гораздо сильнее, чем кажется.

Образ жизни