Российскую делегацию возглавляет министр РФ по развитию Дальнего Востока - полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев. Накануне форума он ответил на вопросы журналистов японского информационного агентства "Киодо Цусин".
Виктор Иванович, как вы оцениваете нынешний этап торгово-экономических отношений России и Японии?
Виктор Ишаев: Страна восходящего солнца вошла в тройку наиболее крупных торговых партнеров российского Дальнего Востока. В 2012 году объем товарооборота Дальнего Востока России с Японией составил 8,4 миллиарда долларов и увеличился по сравнению с докризисным уровнем 2008 года на 1,4 миллиарда.
Однако товарная структура внешней торговли сохраняет однобокий характер. Если импорт региона из Японии на 83 процента представлен машинотехнической продукцией, то в экспорте около 95 процентов приходится на сырьевые товары.
В 2012 году в структуре экспорта Дальнего Востока России в Японию весомую долю занимали сжиженный природный газ и сырая нефть и незначительные объемы приходились на поставки рыбопродукции и лесоматериалов. Основу импорта составили транспортные средства и машинотехническая продукция инвестиционного назначения. В 2012 году около 90 процентов легковых автомобилей, ввезенных на территорию Дальнего Востока, поступило из Японии.
В какой области было бы возможным сотрудничество России и Японии в развитии Дальнего Востока?
Виктор Ишаев: Сейчас стратегической сферой взаимодействия двух стран является топливно-энергетический комплекс - крупные совместные нефтегазовые проекты, такие как "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Накопленные инвестиции из Японии составляют около десяти миллиардов долларов. Самым большим их приток был в 2009 году, когда на острове запускался в эксплуатацию завод по сжижению природного газа, продукция которого обеспечивает почти девять процентов японского импорта СПГ.
Японский бизнес проявляет интерес и к проектам по добыче газа на Ковыктинском, Чаяндинском месторождениях, к газо- и нефтехимии, активно изучает перспективы добычи урановых и железных руд.
Отдельный вопрос - энергетика. Особенно с учетом того, что Япония собирается изменить свою энергетическую политику в недалеком будущем. В этом направлении для Страны восходящего солнца у нас есть хороший проект: построить на Сахалине мощную тепловую электростанцию, а электрический кабель перебросить на японские острова и поставлять туда электроэнергию. Ко мне уже приезжали представители ассоциации японских бизнесменов, заинтересованных в этом проекте. Но решения на уровне правительства Японии пока нет.
Также перспективны перевозка грузов и построение транспортно-логистических цепочек. Сеть российских железных дорог и Северный морской путь предоставляют новые возможности организации грузоперевозок между Японией и Европой, вполне конкурентоспособные с морскими маршрутами через южные моря.
Я возглавляю Российский национальный комитет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству. Мы проводим неформальные форумы, на которых можно обсуждать любые вопросы, высказывать любые точки зрения. Надеюсь, такие встречи сдвинут, наконец, "камень с места".
Каким образом, по вашему мнению, может быть разрешена существующая территориальная проблема Курильских островов?
Виктор Ишаев: Советский Союз вообще не признавал территориальной проблемы. Российская Федерация сделала много шагов навстречу Японии в поисках путей решения существующей территориальной проблемы. За последние годы Москва облегчила въезд на южные Курилы, разрешила вести бизнес в районе Курильских островов, в том числе вылов биоресурсов. С японской стороны таких шагов явно недостает. А как говорится в японской пословице, одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Я убежден в том, что через расширение и углубление экономического взаимодействия мы сможем снять остроту этой проблемы. А следующие поколения в новых условиях смогут найти взаимоприемлемый для обоих народов способ ее окончательного урегулирования.
Я знаю представителей крупного и среднего японского бизнеса, которые очень хотят сотрудничать с Россией. Аналогичным образом настроен и российский бизнес.
На мой взгляд, перспективными сферами российско-японского сотрудничества могли бы стать аэрокосмическая промышленность, судостроение, рыбопереработка и совершенствование рыбохозяйственной инфраструктуры, геотермальная энергетика, туризм.
Уверены ли вы в том, что инвестиции со стороны иностранных предприятий могли бы сыграть заметную роль в развитии российского Дальнего Востока?
Виктор Ишаев: Структура прежде привлеченных японских инвестиций в экономику Дальнего Востока России свидетельствует об их узкой отраслевой направленности. 97 процентов вложений было сосредоточено в отраслях, связанных с добычей нефти и природного газа.
В настоящее время лидирующее положение в структуре прямых инвестиций из Японии заняла лесозаготовка: объем вложений в этот вид деятельности в 2012 году составил 32 процента (5,5 миллиона долларов). Около 46 процентов (восемь миллионов) приходится на деревообрабатывающую и ювелирную промышленность.
Успешное развитие дальневосточных регионов необходимо не только России. В нынешней сложной международной обстановке крайне важно сохранить сложившийся статус-кво, благодаря которому АТР уже несколько десятилетий остается одним из самых стабильных и спокойных в мире. В последнее время наметились подвижки, которые могут эту ситуацию изменить. Полнокровное развитие российских дальневосточных регионов, присутствие России в АТР, опирающееся на мощный экономический потенциал этих регионов - важнейший фактор сохранения нынешнего статус-кво. Я думаю, что сегодня Япония заинтересована в этом не меньше, чем Россия. И этот интерес должен проявиться в разностороннем сотрудничестве обеих стран, в том числе и в экономическом развитии российского Дальнего Востока.