28.02.2013 00:07
Культура

Саундтрек "Жизни Пи" выиграл "Оскар" благодаря своей интернациональности

Отчего не получила "Оскаров" музыка к фильмам "Анна Каренина", "Хоббит" и "Джанго освобожденный"
Текст:  Александр Алексеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №43 (6019)
Саундтреки к этим трем фильмам вышли почти одновременно. И каждый оказался достоин того, чтобы послушать его отдельно от кинолент, которые, собственно, и вдохновляли композиторов и продюсеров.
Читать на сайте RG.RU

При этом звуковая дорожка к "Анне Карениной" до последнего дня претендовала на премию "Оскар", но в итоге уступила фильму "Жизнь Пи" - сказочной истории, музыка для которой показалась академикам, наверное, просто более интернациональной и толерантной, поскольку композитор Майкл Данна использовал в своем саундтреке традиции культуры Индии, ориентальную мелодику и красивые атмосферные баллады. И по своему очарованию, разноплановости и доступности восприятия именно этот альбом оказался оптимальным международным музыкальным компромиссом, поскольку музыка к фильму "Анна Каренина" получилась очень уж уважительным и восторженным признанием в любви к русской музыкальной культуре. Даже удивительно, что всю ее написал итальянский композитор Дарио Марианелли. Автор музыки к фильмам "Искупление", "Братья Гримм", "Гордость и предубеждение" с упоением слушал русскую симфоническую музыку ХIX века, изучал прозу тех лет и в итоге создал очень органичный тому времени саундтрек. Вальсы, мазурки - музыка великосветских балов, полные светлой печалью романсы и спетая с нездешней грустью и трагичностью русская народная песня "Во поле березонька стояла" соседствуют с разбитным канканом, где солирует уже по-цыгански озорная скрипочка. И впечатляющим треком At The Opera со словами Льва Толстого, которые Марианелли неожиданно впервые использовал для оперного дуэта...

Саундтрек получился столь же драматичным и опрокинутым в XIX века действием, как и фильм режиссера Джо Райта (где главные роли исполнили Кира Найтли, Джуд Лоу и Аарон Тэйлор-Джонсон). А попутно подтвердил тенденцию, установившуюся на "Оскаре": в музыкальной номинации здесь теперь стараются чествовать фильмы с оригинальной музыкой. Практически все номинанты-2013 таковы. Хотя музыка к "Хоббиту" Ховарда Шора в число избранных в итоге не попала - композитор слишком уж часто пользовался клише, которые использовал в предыдущих "сказочных" саундтреках - к "Властелинам колец". Не спасло даже привлечение к исполнению одной из песен Нила Финна, лидера рок-романтиков из Crowded House... Впрочем, это только подтвердило новое правило: ныне выигрывают уже самостоятельные, оригинальные композиторские работы, а не хиты, тянущие за собой к успеху и саундтрек целиком. Оттого не снискал лавров и диск с музыкой и песнями "Джанго освобожденный". Хотя часть его трек-листа покажется аудитории тоже совершенными премьерами: Квентин Тарантино отбирал их из своей любимой музыки 50-60-х гг., хранящейся еще на "виниловых" пластинках. Оттого режиссеру и сценаристу даже пришлось их оцифровывать - прежде эти песни никогда не существовали в форматах CD, и если бы не Тарантино, возможно, оставались бы только в редких собраниях коллекционеров. А со временем исчезли, забылись. Уже за такое бережное отношение к музыке нужно награждать...

Мировое кино