Возвращение В. Путина на пост президента сопровождалось громкими утверждениями о неизбежности "политического застоя". Прошедший год эти утверждения опроверг: он прошел под знаком большой политической реформы. "Узкие места" старой системы превратились в "точки роста". Перемены затронули, хотя и в разной степени, ключевые политические институты - партии, выборы, обе палаты парламента. Политическая система страны изменилась, и изменилась существенно. Напомним основные вехи.
Исходной точкой большой политической реформы стал круг идей, высказанных В. Путиным на "прямой линии" в середине декабря 2011 года. Тогда же было заявлено, что реформа должна начаться уже в 2012 году. Превращение первоначального комплекса идей в законопроекты, а потом и в тексты законов происходило в ходе активного диалога с участием "партии большинства", думских оппозиционных партий, несистемной оппозиции, экспертов и широкой общественности.
Первым шагом стало упрощение процедуры регистрации политических партий. Соответствующий закон вступил в действие весной 2012 года. Мнения критиков старого режима регистрации, включая несистемную оппозицию, были учтены в полной мере. (Сейчас начинают говорить о "чрезмерной либерализации".) К настоящему времени общее число зарегистрированных политических партий (включая думские) достигло 58. Список кандидатов на регистрацию еще более внушительный. По данным минюста, к середине февраля насчитывалось 193 "действующих" оргкомитета политических партий, включая такого "ветерана" несистемной оппозиции, как "Другая Россия". Конечно, до выборов дойдут далеко не все и лишь немногие выдержат испытание выборами. Слабости новых партийных проектов предсказуемы: отсутствие узнаваемых лидеров, низкая информированность общественного мнения, неспособность привлечь частное финансирование.
Но видеть в новичках одних кандидатов в "спойлеры" ("хитрость власти") было бы опрометчиво, равно как и недооценивать возможности обновления партийной системы. Год реформы создал потенциал серьезных перемен для российских политических партий. Итогом будущих думских выборов может стать уже другая партийная система с новыми участниками.
Вторым шагом большой реформы стал переход к выборам губернаторов. Инициатива получила широкое одобрение в политическом классе и в общественном мнении. Новинкой стало положение, согласно которому кандидаты на пост главы региона должны предварительно заручиться поддержкой депутатов муниципального уровня. Это положение призвано преодолеть "верхушечный" характер политических партий, концентрирующих свое представительство в федеральном центре, стимулировать их к работе на наиболее слабом участке - в муниципалитетах, а также создать страховку от политического рейдерства со стороны авантюристов и криминала.
В конце января 2013 г. Госдума приняла в первом чтении поправки к закону о выборах губернаторов, наделяющие регионы правом самим решать, какую модель выборов "первого лица" использовать - прямую или непрямую. Предусматривается возможность, что партии будут представлять президенту РФ своих кандидатов в губернаторы, из которых глава государства отберет троих для избрания губернатора депутатами законодательного собрания. Частью оппозиции и СМИ обсуждение модели непрямых выборов, а потом и принятие соответствующих поправок к закону было воспринято как попытка возврата к старой практике назначений губернаторов. Но многое говорит о том, что использование альтернативного механизма будет скорее исключением для отдельных сложносоставных национальных территорий, чем правилом. Выборность губернатора отвечает интересам местных элит: это ставит влияние на "первое лицо" в зависимость от расстановки сил в регионе, а сам губернатор чувствует себя более уверенно в отношениях с федеральным центром. Конечно, слабые игроки могут попытаться использовать новые положения закона, чтобы уйти от прямых выборов. Но вряд ли им это удастся. Такой сценарий явно не соответствует намерениям высшего политического руководства.
Составной частью круга идей, высказанных В. Путиным на "прямой линии" в декабре 2011 года, было изменение формирования Совета Федерации, призванное повысить представительный характер верхней палаты. Соответствующий закон был внесен президентом в Госдуму в июне 2012 г., в ноябре был принят и с начала 2013 года вступил в действие. В соответствии с новым порядком при проведении выборов главы субъекта каждый претендент будет представлять три своих кандидатуры в Совет Федерации, одна из которых в случае его победы на выборах и будет наделена сенаторскими полномочиями. Первые "объединенные" выборы губернаторов, членов законодательных собраний и сенаторов пройдут в единый день голосования в сентябре 2013 года.
За истекший год сформировался механизм реализации политической реформы: инициатива президента открывает дорогу широкому политическому диалогу - с политическими партиями, депутатами, экспертами и общественным мнением. Так произошло и с реформой системы выборов в Государственную Думу. В Послании к Федеральному Собранию в декабре 2012 года В. Путин предложил вернуть в нижнюю палату депутатов-одномандатников. С самого начала были определены лишь рамочные параметры новой смешанной системы выборов - равные пропорции депутатов-"списочников" и одномандатников. Отдельно было предложено обсудить целесообразность допуска на выборы в нижнюю палату парламента избирательных блоков. Конкретные детали новой избирательной системы должны быть отработаны в ходе обсуждения с участием всех заинтересованных сторон.
Выборы в одномандатных округах легче "воспринимаются" и приближают кандидатов к избирателям. Такие выборы повышают шансы на успех для молодых, энергичных политиков, в том числе самовыдвиженцев, не связанных ни с одной из старых или новых партий. В отношении перехода к смешанной системе выборов сформировался достаточно рельефный общественный запрос. По данным ФОМ, в конце декабря 2012 г. убежденность в том, что Госдума работала бы лучше, если ее формировать поровну из представителей партий и депутатов от территориальных округов, выразило относительное большинство опрошенных (43%). "Партийную" и "одномандатную" Госдуму поддержало явное меньшинство (соответственно 4% и 19%).
Избирательные блоки, в случае их разрешения, могут повысить шансы на прохождение в новую Государственную Думу для новых партий. Сочетание упрощения регистрации политических партий с возвращением одномандатников и возможностями избирательных блоков может помочь хотя бы отчасти решить проблему "непредставленных" избирателей. Вместе с другими политическими новациями реформа избирательной системы будет принуждать всех политических игроков к обновлению - и партии, и кандидатов в одномандатных округах.
Год, прошедший с момента возвращения во власть, показал, что В. Путин стал главным инициатором реформы политической системы. Главным, но не единственным. В конце января 2013 г. группа членов Совета Федерации внесла в Государственную Думу законопроект о реформе Общественной палаты (ОП) РФ - уникального института, созданного по предложению В. Путина в период политической реформы 2003-2004 гг. Проект предусматривает значительное увеличение общей численности ОП РФ (до 166 чел.), резкое увеличение количества членов палаты, которые делегируются палатами регионов (до 83 чел.), а также введение процедуры интернет-голосования для определения кандидатов от общественных организаций (43 чел.).
Политический смысл изменений: децентрализация механизма формирования и укрепление представительного характера ОП РФ. В настоящее время ОП формируется президентом и президентскими назначенцами. По проекту, личная президентская квота остается, но возникают два новых центра принятия решений по поводу кандидатов - региональные общественные палаты (эта категория становится наиболее многочисленной группой в составе ОП РФ) и активная часть общественности, работающая в Интернете. В случае принятия законопроекта будет сделан важный шаг по превращению ОП РФ в полноценный общероссийский институт общественного представительства. Подчиняясь логике институционализации, на новом этапе своего развития Общественная палата может стать более автономной от президента, по инициативе которого была создана.
Появление проекта реформы Общественной палаты РФ свидетельствует не только о расширении списка авторов крупных политических инициатив, но также и о том, что начатая В. Путиным политическая реформа не сводится к изменению политических институтов. Реформа проходит как комплексная и распространяется на социальные основы политической системы - сферу общественной самодеятельности и гражданской активности. За прошедший год в этой области были сделаны важные шаги, направленные на укрепление институциональных рамок и консолидации российского гражданского общества на правовой и патриотической основе.
Достаточно напомнить о двух наиболее резонансных правовых актах - законе о митингах и законе, предусматривающем особый порядок для НКО, занимающихся политической деятельностью на иностранные деньги (закон об "иностранных агентах"). Обсуждение соответствующих законопроектов проходило по-разному. Инициаторами закона о митингах стали депутаты от "партии большинства" в Государственной Думе, поддержанные частью думской оппозиции. Против выступила другая часть думской оппозиции совместно с несистемной оппозицией.
Общественное мнение в целом позитивно оценило инициативу законодателей. По данным ВЦИОМ, в конце мая 2012 г. наибольшую поддержку вызвали нормы, согласно которым массовые акции должны проходить в специально созданных местах ("гайд-парки"), их участникам должно быть запрещено скрывать свои лица повязками, организаторы митингов должны нести ответственность за то, что во время их мероприятия кто-то пострадал.
Закон об "иностранных агентах" также был инициирован депутатами от Единой России. Проект закона предусматривал присвоение НКО, финансируемым из-за рубежа и занимающимся политикой, специального статуса "иностранного агента". По отношению к ним вводится более жесткий режим отчетности и проверок. Нормы нового закона разрабатывались с опорой на правовой опыт США, где аналогичный закон действует уже длительное время. На этот раз "партия большинства" и думская оппозиция фактически выступили единым фронтом. На противоположной стороне оказалась часть непарламентской оппозиции, несистемная оппозиция, представители НКО, подпадающих под действие этого закона, и их союзники в СМИ.
Общественное мнение консолидированно поддержало основные положения нового закона. По данным ВЦИОМ, в середине июля 2012 г. большинство опрошенных заявило о недопустимости участия в политической жизни страны НКО, финансируемых из-за рубежа (64%). Сам закон об "иностранных агентах" был воспринят как необходимый инструмент защиты от внешнего вмешательства (67%), а не как желание властей ослабить, подавить оппозицию (16%). Большинство поддержало и основные положения нового закона: регистрацию всех НКО, участвующих в политической деятельности и получающих финансирование из-за рубежа, в качестве "иностранных агентов" (63%), а также сопутствующие меры - сопровождение информации, распространяемой такими организациями, уведомлением о том, что она подготовлена и оплачена организацией - иностранным агентом (66%), введение штрафа до 1 млн руб. за непредставление (несвоевременное или неполное представление) в госорганы информации о деятельности, установленной законом (64%).
Пока законы об "иностранных агентах" практически не применяются. Это не активный регулятор, скорее предупреждение. Но предупреждение серьезное.
Укрепление институциональных рамок общественной активности, консолидация российского гражданского общества на правовой и патриотической основе сопровождаются последовательными действиями по расширению каналов воздействия граждан на политические институты. Публично заявленные цели реформы политической системы - обновление партийной системы, приближение партий и кандидатов к избирателям, закрепление конкурентной ситуации - подчинены решению главной задачи: повышению открытости политических институтов для предпочтений и инициатив российских граждан. Политические институты проходят реконструкцию, чтобы стать открытыми для общества.
Победа В. Путина на президентских выборах в марте 2012 года и начало большой реформы создали предпосылки для принципиального изменения политической ситуации в стране - психологического климата, конфигурации политических сил, качества институтов. Расширение пространства политической конкуренции и возможностей для гражданских инициатив, нейтрализация каналов иностранного влияния на внутреннюю политику страны лишили несистемную оппозицию перспектив и возможных союзников. Упадок протестного движения - закономерный промежуточный результат большой политической реформы. Несистемная оппозиция "схлопнулась": началось осторожное переименование "протестного движения" в "протестное брожение". (Раз "движения" как такового не было, то нет и оснований говорить о его упадке.)
Но обновленные институты только начинают работать, да и само обновление еще не завершилось. В среднесрочной перспективе - постепенное превращение институциональных перемен в перемены политические. Сейчас можно наблюдать начало этого процесса. "Национализация элиты" из лозунга превращается в конкретную политику: приняты новые правила поведения для депутатов и чиновников (включая силовиков), началось выдавливание высокопоставленных коррупционеров из системы государственного управления. Активные политические дискуссии вокруг закона о митингах и "иностранных агентах" вместе с широким общественным резонансом вокруг истории с "Пусси Райот" и принятием "закона Димы Яковлева" способствовали мобилизации общественного мнения на патриотической основе. Произошло серьезное сближение российского политического класса и российского общества.
В. Путину удалось максимально расширить круг соавторов большой политической реформы: там оказался - хотя и в разной степени - весь российский политический класс, и партия большинства, и оппозиция, эксперты, СМИ и общественное мнение. Активный диалог по вопросам политической реформы, а также итоги голосования в Государственной Думе по ряду ключевых законопроектов (закон об "иностранных агентах", поправки в закон о выборах губернаторов) показывают, что в поведении политических игроков начинают появляться признаки реальной, а не просто декларативной "системности". Готовность совмещать соперничество с сотрудничеством - важная предпосылка к формированию общей системы представлений, разделяемых всеми участниками политического класса. Только при таких условиях институты политической системы могут "сложиться" в работающий механизм власти, а участники - подчинить себя кодексу "добросовестной политической конкуренции", о необходимости которого заявил В. Путин в Послании Федеральному Собранию в декабре 2012 года.
Динамика рейтинговых показателей первого лица российского государства за первый год после возвращения на свой пост демонстрирует устойчивое преобладание позитивных оценок. Как показывают опросы "большой тройки" ведущих исследовательских центров ("Левада-Центр", ФОМ, ВЦИОМ), он многократно опережает всех остальных политических лидеров по показателям доверия и электоральному рейтингу. Исследователи ФОМ отмечали в октябре 2012 г., что российские граждане явно лучше воспринимают В.Путина на посту президента, чем на вторых ролях. Путин-президент - "человек на своем месте". Для россиян он более востребован, органичен и успешен в роли первого лица государства.
Путин-лидер по-прежнему востребован. А как быть с повесткой? На выборы 2012 г. В. Путин вышел с развернутой предвыборной программой. Она была создана на основе "народной программы" ОНФ, но была подчеркнуто авторизована и предложена от первого лица в серии статей. Был предложен проект общенационального развития, в котором есть место и для большинства, и для меньшинства. Реализация программы началась уже 7 мая, сразу же после вступления в должность. Тогда были подписаны одиннадцать стратегических указов, определяющих основные направления государственной политики в четырех ключевых областях - экономической, социальной, оборонной и внешнеполитической. В отношениях президента с российскими гражданами появилась программная определенность, а вместе с нею - повышенные обязательства, личная ответственность за исполнение и возросшая предсказуемость в период "долгого" правления.
Новая программа действий, сформулированная в предвыборной программе и озвученная в Послании-2012, по-новому сближает Путина-президента с запросами российских граждан. Важную роль в этом новом сближении может сыграть особенность политического стиля Путина-лидера - личное вмешательство в решение конкретных проблем. Общественность привыкла к персональным интервенциям первого лица, ожидает их, каждую разбирает придирчиво, но, как правило, дает позитивные оценки.
Как и прежде, причиной личного вмешательства Путина-президента становятся резонансные события. В прошлом так было во время летних пожаров 2010 года, когда Путину, еще в качестве премьера, пришлось лично включаться в решение проблемы с жильем для пострадавших и долго держать ее на личном контроле. Похожая ситуация возникла в связи с наводнением в Крымске в июле 2012 года, где местные власти провалили не только систему оповещения, но и оказание помощи пострадавшим. И в этом случае тоже включаться пришлось не один раз, последний - совсем недавно, в начале февраля этого года, чтобы публично объяснять местным чиновникам, что отнимать деньги у пострадавших жителей Крымска нельзя, даже если это деньги "переплаченные".
"Плюсы" Путина-руководителя по-прежнему компенсируют изъяны системы. Президент наверняка это понимает. И логика личного включения, похоже, меняется: персональные интервенции превращаются в инструмент осуществления новой политической программы, с которой В. Путин вернулся на пост президента.
Возможно, поэтому личное вмешательство теперь чаще бывает вызвано не резонансным событием (таких стало заметно меньше). Наоборот, оно само становится резонансным событием, а проблема, по поводу которой вмешательство осуществляется, - предметом публичного обсуждения и фактом политической жизни. В списке совсем "свежих" персональных интервенций - выговор правительству (сентябрь 2012 г.), отстранение А. Сердюкова с поста министра обороны (ноябрь 2012 г.), публичная оценка руководства вице-президентом ОКР Ахмедом Билаловым подготовки к Олимпиаде-2014 и сочинской стройкой (начало февраля этого года), публичная оценка руководства компании "РусГидро" (середина февраля этого года).
Общий знаменатель у всех этих случаев один - коррупция. Но теперь уже не только как проблема, требующая немедленного реагирования, а как задача, для которой подбираются конкретные варианты "системных" решений. Антикоррупционное законодательство, пакет мер по "национализации элиты" и готовящиеся меры по "деофшоризации" российского бизнеса - в этом ряду. Большая реформа, которая привела в движение политическую систему страны, - тоже.
Первый год после возвращения В. Путина на пост президента заканчивается. Впереди перспектива нового "долгого президентства". Как и прежде, экзамен на лидерство придется сдавать каждый год.