Такие сенсационные заявления прозвучали на итоговой коллегии ведомства. "Есть подвижки в плане создания частных тюрем, - сказал Геннадий Корниенко. - Очень интересна практика, существующая в Англии: частно-государственное партнерство по строительству новых следственных изоляторов и тюрем. Этот опыт очень важен для нас - можно реализовать те проекты, которые запланированы концепцией развития уголовно-исполнительной системы".
Подобные идеи, кстати, обсуждались еще вначале века, однако до реальных дел тогда так и не дошло, а потом сама мысль была отвергнута. Внедрению подобных проектов мешало предубеждение и непонимание, так как непосвященные обычно представляют частные тюрьмы как некие отели для арестантов. Мол, заказал люкс и наслаждайся сроком. На самом деле ничего подобного даже не предполагается. Частные тюрьмы, там где они существуют, работают по контракту с государством. Для осужденных пребывание в них бесплатно. Условия должны быть ровно такие, как предусмотрено законом. В чем-то режим там даже строже, чем в действительно казенных домах, иначе владельцы тюрьмы рискуют лишиться государственного контракта и прогореть. За работой частных тюрем могут наблюдать один-два государственных инспектора. Персонал же работает в частной компании. Выгода государства в том, что оплачивать работу частной тюрьмы выходит дешевле, чем содержать государственную крепость. Почему - долгий разговор. Может, бизнесмен просто распоряжается деньгами эффективней, чем чиновник? К тому же частные компании могут вложить сначала свои инвестиции: построить тюрьму за свой счет, чтобы потом в течение нескольких лет окупить проект государственным контрактом. В теории такой подход может стать хорошим выходом при поиске средств на тюремную реформу.
Напомним, планируется перейти от лагерной системы к тюрьмам. Но строительство даже одной тюрьмы дело дорогое. Эксперты часто задают вопрос: хватит ли в казне денег на полноценную перестройку казенных домов? Частно-государственное партнерство могло бы снять часть вопросов. Впрочем, более реальным в наших условиях выглядит другой вариант: бизнес будет строить тюрьмы и передавать их службе исполнения наказаний, чтобы взамен получить старые здания следственных изоляторов в исторических местах. Например, давно говорят, что в Москве новое место можно было бы подыскать "Бутырке". Как заявил Геннадий Корниенко, ФСИН готова начать работу по перемещению следственных изоляторов и исправительных учреждений за черту городов уже в этом году, если будет решен вопрос со строительством новых учреждений. "Мы готовы работать в этом направлении. Денег, к сожалению, на строительство нет, и мы, рассмотрев опять же частно-государственный подход, могли бы в этом направлении работать, получив готовые учреждения и отдавая те места под строительство элитного жилья", - сказал он, отметив, что, как правило, учреждения в городах размещены в привлекательных для строительства местах. "Это направление будет, я думаю, динамично рассматриваться в текущем году", - полагает глава ведомства.
Есть и тревожные новости: почти 170 казенных домов могут быть закрыты из-за сокращения штатов ФСИН. Ведомству предписано сократить каждого десятого сотрудника. Уволить людей и не закрыть "лишние" тюрьмы нельзя: без необходимого минимума персонала им не выстоять. И без того уже проведенные сокращения привели к росту нарушений за решеткой, в прошлом году участились и случаи нападения осужденных на сотрудников учреждений.