01.03.2013 00:20
Общество

Стефания Дзини: Русские за рубежом не считают себя гастарбайтерами

Российская газета - Федеральный выпуск: №45 (6021)
Читать на сайте RG.RU
Алексей Букалов, русский в Италии

Гастарбайтеры

Без гастарбайтеров итальянская экономика уже не может существовать. Хотя бы потому, что народному хозяйству ежегодно требуется огромное количество сезонных рабочих: собирать урожай помидоров, винограда, яблок, апельсинов и так далее.

Этот поток гастарбайтеров достаточно хорошо контролируется и регулируется. К счастью, в Италии нет такой мощной иммиграции, как во Франции, в Англии или в Германии. Но в последнее время итальянцы оказались на перекрестке двух иммиграционных потоков - из Восточной Европы (румыны, албанцы, молдаване, украинцы) и из Северной Африки (тунисцы, алжирцы, ливийцы, марокканцы).

Разумеется, это порождает проблемы. В том числе ментальные и межконфессиональные. Девочек в парандже пока нет в итальянских школах, но требования снять традиционные католические распятия со стен в итальянских школах уже раздаются. Требуют родители-мусульмане. К этим требованиям волей-неволей начинают прислушиваться.

 

 

Стефания Дзини, итальянка в России

 Гастарбайтеры

Ты - гастарбайтер? С дачей на Рублевке и квартирой в Милане... - хохочут надо мной русские друзья. Я везучий гастарбайтер и не более, объясняю, но никто слушать не хочет.

Я для всех счастливая иностранка, завидная итальянка (итальяночка, если любя), а гастарбайтеры - это таджики и узбеки. Они-то, как бы ни старались и ни разбогатели, в лучшем случае останутся таджиками или узбеками и редко становятся для русских иностранцами, хотя разницы между мной и посланцами СНГ не вижу.

По цвету кожи не отличаемся, а по судьбе еще меньше. Я также приехала в Россию с юга на заработки, везя с собой всего лишь стандартный гастарбайтерский набор: сто долларов и билет в одну сторону, всю теплую одежду в чемодане и платок, политый мамиными прощальными слезами.

Сегодня я - специалист в том, как выжить в России полулегально. Пятнадцать лет жила исключительно по купленным бумажкам, а кем только ни работала без нужных документов: на рынках за прилавком продавцом, на фирмах переводчиком и секретарем. Из челночницы с матрешками и янтарем превратилась в бизнес-леди, из бизнес-леди в путешественника, из путешественника в журналиста.

В общем, я жила в гастарбайтерском духе, приспосабливаясь к меняющимся обстоятельствам, готовая пережить любые трудности, лишь бы найти в чужой стране свое местечко, потому что родина не могла мне гарантировать работу.

Все же сомневаюсь: наверное, не убедила вас в том, что я - обычный гастарбайтер. Впрочем, русские, проживающие за границей, привычно называют себя ни гастарбайтерами, ни иностранцами, а эмигрантами или просто русскими.

Вот это и есть закоренелые стереотипы.

Образ жизни