01.03.2013 00:40
Экономика

Александр Зайцев: Канатная дорога для Подмосковья - это экзотика

Александр Зайцев: Денег на сомнительные эксперименты в сфере транспорта у Подмосковья нет
Текст:  Светлана Батова
Российская газета - Федеральный выпуск: №45 (6021)
Каждый день из Подмосковья в столицу и обратно едет почти миллион человек, каждый раз отмечая для себя невидимую границу: в Москве - новые автобусы, пандусы и перехватывающие парковки. В области - платформы с обледенелыми лестницами и нечищенные, неудобные остановки. Два месяца назад новым министром транспорта Московской области был назначен 36-летний Александр Зайцев. Каких перемен стоит ждать с его приходом? Об этом он рассказал читателям "РГ" в ходе "Делового завтрака".
Читать на сайте RG.RU

Единый будет, но нескоро

Александр Юрьевич, вы были замруководителя департамента транспорта Москвы. Чем, по-вашему, прежде всего отличается транспорт в области от столичного?

Александр Зайцев: В Москве есть метро, железные дороги, автобусы, троллейбусы, трамваи. А в области автобусы да электрички.

Столица уже вводит единый билет на все виды транспорта, к концу года обещает включить даже электричку. Когда займется этим и область?

Александр Зайцев: У нас очень сложный механизм унификации. Есть государственный перевозчик - "Мострансавто", есть железнодорожники и еще 220 частных перевозчиков. В Москве их втрое меньше. К тому же у нас смешиваются бюджеты разных уровней - районов и муниципалитетов плюс огромные территории. А перевозки городского и пригородного сообщения дотируются еще и из бюджета Москвы, кроме своего областного. Прежде чем вводить единый билет, надо разобраться с распределением этих субсидий между субъектами, определить дополнительную нагрузку на бюджет и понять, справится ли он с ней. Этим наш минтранс и занимается сейчас вместе с дептрансом Москвы. К концу года станет понятно, когда возможно введение единого билета на всей территории Москвы и Подмосковья.

А почему не ввести единый "электронный кошелек", который скоро появится в Москве? Поставить везде одинаковый валидатор, который просто будет списывать нужную сумму за проезд?

Александр Зайцев: Мы к этому пока не готовы. Тут тоже не все просто. Чисто технически придется унифицировать расчетные системы, встанет и правовой вопрос из-за того же смешения бюджетов нескольких субъектов. Но этот вопрос мы решим, хотя и не так быстро.

А когда появятся новые автобусы?

Александр Зайцев: Мы понимаем, что обязаны обеспечить пассажиру комфорт - качественный подвижной состав, низкопольный, с кондиционерами, с хорошим отоплением зимой. Поэтому убеждаем перевозчиков менять подвижной состав. "Мострансавто" в этом году закупит первые 900 автобусов из 2340, нуждающихся в замене.

Электрички не хуже "Аэроэкспресса"

А до электричек когда очередь дойдет? Это же ужас, на каких мы ездим: старые, грязные, тесные.

Александр Зайцев: Крупнейший из трех наших перевозчиков на железной дороге - Центральная пригородная пассажирская компания. Московская область является ее акционером. В ближайшие несколько лет планируем направить большой объем инвестиций именно в обновление подвижного состава ЦППК. Даже проект новых вагонов уже есть. Они похожи на поезда "Аэроэкспресса". С туалетами в каждом вагоне, сиденьями с супинаторами, стеклопакетами, системой кондиционирования и т.п. В этом году пассажиры смогут их сами оценить. Полная замена произойдет поэтапно.

Наверное, и проезд подорожает?

Александр Зайцев: Этого в планах нет.

А станции станут цивилизованными? С туалетами, крышами, электронным расписанием, парковками...

Александр Зайцев: У правительства области есть план по развитию станций. 249 из почти 400 обследованных будут обновлены и оснащены всем необходимым. На 1000 машино-мест открыли в прошлом году парковки, еще на 5000 откроем в текущем и в следующем. Этим сейчас занимается ЦППК. В данный момент прорабатываем вопрос, чтобы сделать их бесплатными для всех, имеющих билет на электричку. Параллельно приходится решать много сложных вопросов, касающихся земельно-правовых отношений с муниципальными образованиями, РЖД, собственниками земель. На части станций признано целесообразным построить крупные транспортно-пересадочные узлы.

Что они будут собой представлять? В Москве построили ТПУ на Планерной, получился торговый центр, а на автобус люди бегут под дождем...

Александр Зайцев: Для нас транспортно-пересадочный узел - это прежде всего место, где можно с комфортом пересесть с одного вида транспорта на другой. Сейчас прорабатываем несколько адресов на железной дороге, чтобы сконцентрировать там электричку, автобус, такси, создать перехватывающие парковки для автомобилистов. Есть расчет и по дополнительным источникам дохода для инвестора. Искать их не придется, они сами к нам рвутся. Главное - построить процесс так, чтобы торговля не создавала помех. В 2013 году планируется начать строительство ТПУ в Дедовске, Мытищах, Павшине, Долгопрудном, Голицыне, Черни, Железнодорожном. Думаю, первые появятся через 3-4 года. Платформы там уже обустраиваются, РЖД вместе с перевозчиками накрывают их, делают билетные кассы. Кстати, все стоянки можно будет посмотреть на нашем информационном портале: transportmo.ru. Как раз сегодня его запускаем.

В соседний район - на трамвае

Словом, будет не хуже, чем в Москве?

Александр Зайцев: Вы все время сравниваете с Москвой... Концепция развития общественного транспорта, которую наше министерство намерено предложить на рассмотрение руководству Московской области, предусматривает в первую очередь развитие транспорта внутри Подмосковья, межрайонные, межмуниципальные связи. Пока существуют в основном связи именно с Москвой. Но надо понимать: чем больше их будет, тем больше маятникового движения. И все усилия по развитию наших территорий будут нивелироваться им.

Зачем сейчас ездить из района в район? Работы там нет, социалки нет. Многие возят в Москву даже детей в детсады и школы.

Александр Зайцев: Когда будут дороги, связи, к ним будут тяготеть и рабочие места, а рядом с ними возникнет и вся инфраструктура.

У вас есть расчеты, откуда, с каких районов лучше всего создавать эти связи?

Александр Зайцев: Они уже создаются. Как правило, там, где строятся дороги. Прокладывается ЦКАД, реконструируются существующие магистрали, строятся новые путепроводы и переезды через железную дорогу. Есть еще пока в самой зачаточной стадии проект развития трамвая в зоне 15-20 км вокруг МКАД: там, где невозможно построить полноценные дороги.

Еще три больших проекта по созданию трамвайного движения предлагают инвесторы. Для перевозки пассажиропотока в Москву и обратно - из Домодедово, Балашихи, Химок. Дело за Москвой, она должна сказать, готова ли принять дополнительный пассажиропоток с пересадкой либо на метро, либо на любой другой вид наземного городского общественного транспорта. Не исключаю, что многие жители области с удовольствием пересядут с личных автомобилей, готовы - на трамвай для поездок в Москву.

Речь о скоростном трамвае или обычном?

Александр Зайцев: Скорее, об обычном трамвае, у которого будет меньше остановок, а значит, выше скорость.

На пароме далеко не уедешь

Наши читатели интересуются: намерена ли область развивать движение по Москве-реке?

Александр Зайцев: Есть много технических трудностей, которые преодолеть пока невозможно. Например, задержка судна на шлюзе составляет два-три часа. Да и Москва-река тоже требует развития инфраструктуры: создания причальных стенок, погрузочно-разгрузочных площадок, заправочных комплексов. Это направление, в котором надо двигаться.

Но ведь в прошлом году начала работать речная переправа в Павшинской пойме?

Александр Зайцев: И никто ею практически не пользовался.

Еще там канатную дорогу хотели строить...

Александр Зайцев: Канатная дорога для области - это экзотика. Хороший и интересный проект, но дорогой, бюджету не по карману. Мы пойдем пока традиционными и понятными путями. Вот например, и.о. губернатора Андрей Воробьев принял решение построить в Павшинской пойме мост. Уже началось его проектирование.

Транспорт Московская область Правительство Московской области Столица