Где меня научат
- Первый защитник интересов украинца в России - это посольство своей страны. С какими проблемами туда идут? И можно ли дать какой-то собирательный образ украинца в России?
Наталья Пауль, дипломат посольства Украины в РФ: Спектр проблем, с которыми к нам обращаются, чрезвычайно велик - от потери паспорта и оформления других документов до получения какой-то справочной информации. Также невозможно точно сказать, сколько приезжает украинцев в Россию. Точной цифры нет даже в Федеральной миграционной службе. Могу сказать, что в прошлом году было оформлено порядка 180 тысяч разрешений на трудоустройство в России. Между нашими странами есть соглашение о безвизовом въезде, о пребывании в РФ без регистрации до 90 дней. Поэтому граждане Украины очень часто не проходят регистрацию. Возрастной и социальный состав - самый разный. Дети мигрантов, дети тех, кто приехали сюда на постоянное место жительства или здесь работают, учатся. Это также люди пожилого возраста, которые приехали к детям, гражданам РФ. Одним словом, это далеко не только трудовые мигранты. Много, например, студентов.
- А реально, допустим, парню из Донецка поступить в российский вуз?
Инна Егорова, дипломат посольства Украины в РФ: В рамках существующих межведомственных договоренностей между нашими министерствами образования выделяются квоты для поступления в вузы как России, так и Украины. Это происходит на паритетной основе. Например, в прошлом году было выделено 53 стипендии. К сожалению, квоты выделяются отнюдь не в самые престижные российские вузы. В Москве берут украинцев всего 2-3 вуза, остальные квоты распределяются по регионам. Существует и другой механизм - когда министерство образования и науки старается посодействовать выходцам из Украины поступить в украинские вузы. Вот в прошлом году таким образом удалось девочке из Пушкино Московской области получить стипендию на факультете журналистики Киевского национального университета имени Шевченко. Хотя в целом желающих поступать в украинские вузы меньше, чем стремящихся в российские.
Бывают случаи, когда украинцы поступали в престижные вузы на платной основе. Но в процессе образования они показывали настолько успешные результаты, что руководство вузов предлагало перейти на бесплатную основу.
Петр Акаемов, первый заместитель председателя правления Совета землячеств Украины в Москве:
С Украины много приезжает творческой молодежи. Одним из центров притяжения для них являются землячества. Например, в Землячество донбассовцев обратился Стас Гунчак, талантливый парень из Донецка, с прекрасным голосом, но человек небогатый. Мы платили ему небольшую стипендию, он выступал на концертах, которые организовывало Землячество. Окончил Гнесинское училище и уехал обратно на родину. Или Татьяна Коваленко, великолепно играет на скрипке. В поисках творческой площадки обратилась в посольство, посольство рекомендовало Татьяну нам. Теперь она также выступает на наших мероприятиях. Или актриса, поэтесса и певица Евгения Авдеева - пришла с аналогичной просьбой, в поиске возможностей для реализации. Сейчас Евгения играет в Театре наций. И таких примеров много.
То есть землячества - одна из мощных форм содействия адаптации украинцев в Российской Федерации. Они покинули свои семьи, приехали в страну, где у них никого нет. Такой вот второй семьей для них часто становится то или иное украинское землячество в России.
- Язык для этих ребят не является преградой? С русским - все понятно, а если ребята из России хотят уехать на Украину, то где учат язык?
Инна Егорова: К сожалению, украинский язык преподают всего лишь в 12 вузах и 8 среднеобразовательных школах России. Мы ведем работу, чтобы открыть класс с украинским этнокомпонентом на базе одной из московских школ. Пока же есть возможность изучать украинский язык в воскресной школе, которая работает при Национальном культурном центре Украины в Москве, а также в Дворце юношеского и детского творчества на Воробьевых горах.
К нам в посольство часто звонят с вопросом, где можно получить сертификат о знании украинского языка. В России его получить невозможно. Любые курсы не дают такого документа, который признавался бы на Украине. Но сегодня существует Международная украинская школа, которая предлагает дистанционное образование.
Эффекты гиперадаптации
Николай Лях, председатель правления Совета землячеств Украины в Москве: Я недавно был с протокольным визитом в Украине, и везде - в администрации президента, в правительстве, МИДе, министерстве просвещения - поднимался вопрос о создании украинских школ или классов в Москве. Но проблема тяжелая. Допустим, мы создаем такую школу. Как ее выпускник, изучая все на украинском языке, сможет поступить на химический факультет, физический, на мехмат МГУ?
Оксана Солопова, доцент кафедры истории стран ближнего зарубежья исторического факультета МГУ: Если вы создаете такую школу, ее ученики должны быть с первого по выпускной класс обеспечены ученикам на украинском языке по всем предметам в рамках программы среднего образования. Если можете предоставить такую учебную литературу - тогда, наверное, это возможно. Правда, остается вопрос, на каком языке ребята будут писать ЕГЭ...
Мне кажется, что под "украинской школой" должна в первую очередь пониматься школа, где преподаются украинский язык, украинская истории и украинская культура в факультативном формате. Такие курсы могут быть сквозными, с первого класса и до выпускного, но это всего три дополнительных предмета и по выбору! Подобные программы в 90-е годы активно обсуждались в экспертной среде, были отдельные примеры удачного воплощения подобных проектов в жизнь, и, кстати, к участию в них приглашались сотрудники кафедры этнологии исторического факультета МГУ.
Николай Лях: Есть еще вопрос. Для кого будут эти школы? Одно дело создать школу при посольстве - там будут учиться дети сотрудников посольства, которые потом уедут обратно. Это понятно. И скорее всего, школа при посольстве будет создана. А кто будет учиться в других украинских школах? Ваши дети? Мои?
Инна Егорова: Мне бы хотелось более подробно остановится на результатах работы, которая проводилась Посольством и активистами украинских общественных организаций Москвы для открытия украинского класса. Была создана рабочая группа, в нее вошли эксперты двух министерств образования - Украины и России, представители правительства Москвы и украинских общественных организаций, дипломаты Посольства. Были подготовлены объявление и анкета, которые распространялись во всевозможных СМИ, для этого мы использовали все возможные информационные ресурсы. К сожалению, за полтора года удалось найти чуть больше 40 человек, желающих обучаться в украинском классе. Но в соответствии с российскими законодательными нормами для открытия класса с украинским этнокомпонентом необходимо собрать 25 учеников одного возраста. Это условие российской стороны является существенным препятствием на пути успешной реализации нашей цели об открытии украинского классе. К тому же, сегодня по данным Департамента образования г. Москвы существует тенденция к снижению количества классов с этнокомпонентом.
- Парадоксальная ситуация, не правда ли?
Оксана Солопова: Конечно, Россия не может не быть заинтересована в украинцах - мигрантах близкой поведенческой культуры, менталитета, языка, а вот украинцу из-за этой близости сложнее сохранить себя в России, ассимиляционное воздействие неизбежно будет очень сильным. (Оговорюсь, что сегодня мы ведем речь именно о легальных мигрантах, потому как нелегальные мигранты - это люди, обреченные на бесправное, зависимое положение, угнетенное состояние и неизбежную маргинализацию вне зависимости от этнической принадлежности. Их выживание - это тактика обмана государства пребывания и ими, и их работодателями.)
Поэтому появление украинских школ, курсов украинского языка, деятельность Украинского культурного центра - это важный не только культурный, но и политический момент. Начинать надо с малого: с курсов украинского языка и национальных мероприятий, которые связывают пространство, делают его единым этническим гуманитарным пространством.Другое дело, что легализовавшимся мигрантам он не всегда нужен. Есть такое понятие "гиперадаптация", когда человек, окончательно добившийся легализации своего положения в изначально не типичной для него языковой, этнической, социальной и т.д. среде, и, стремясь к упрочению своего статуса, отказывается от всего, что связывает его с прошлым, как с чем-то не престижным и нестатусным. В этой ситуации этнические корни, язык, элементы культуры отвергаются, особенно, если в свое время этот ценнейший багаж был чемоданом без ручки и мешал, а не помогал. Именно этим объясняется невысокая активность украинцев России в этом вопросе. Но такие процессы - временные, контекстуальные. Со временем осознание собственной принадлежности к конкретному народу снова может стать важной составляющей самоопределения человека... А на главный вопрос сегодняшней встречи - что нужно, чтобы украинец мог нормально существовать и работать в Российской Федерации? - ответить можно так. Первое, это четкая государственная миграционная политика, которая, ориентируясь в первую очередь на интересы государства, обеспечивает разными способами социальные гарантии для мигрантов. Второе, это доступность информации по важнейшим практическим вопросам пребывания мигрантов в стране временного проживания. Третье, это прозрачная процедура получения мигрантами легального статуса. И четвертое - гражданская ответственность и активная позиция национально-культурных объединений, которые (спасибо закону "О национальной культурной автономии") уже 17 лет прекрасно развиваются в России и доказали состоятельность законодательства в этой области.
Николай Лунев, президент "Землячества донбассовцев": В частности, наше землячество много делает для России, Украины, Донбасса. Донбасс всегда был близок к России. 17 лет назад мы первыми из всех московских землячеств договорились с московским правительством и Донецкой областью об экономическом и культурном сотрудничестве. Был заключен договор. После этого каждые два года идет пролонгация этого договора. Каждый департамент культуры, спорта, экономики между собой заключили договора, встречаются, обмениваются опытом, делают общее большое дело. Ежегодно большая делегация нашего землячества выезжает в Донецк на празднование Дня города и Дня шахтера. Мы посещаем шахты, предприятия, музеи, выставки, выступают наши артисты, встречаемся с руководителями города и области. Мы очень гордимся и дорожим этими теплыми отношениями.
Кого берут в жены
- Есть ли какие-то замеры степени лояльности россиян к мигрантам из той или иной республики на постсоветском пространстве?
Оксана Солопова: На историческом факультете проводились опросы белорусов Москвы, в которых был затронут этот аспект. В специальной анкете было два вопроса. Первый: кто из тех или иных народов, постоянно или временно живущих в России, вызывает у вас особую симпатию? На него абсолютное большинство опрашиваемых отвечали приблизительно так: не важно, кто человек по национальности, главное, чтобы человек этот был хороший, тогда он и будет вызывать симпатию. Но был и второй дублирующий вопрос по этой же теме: если ваш сын или ваша дочь собирается жениться / выйти замуж за представителя другой национальности, на ком вы бы посоветовали им остановить свой выбор? При ответе на него у белорусов на первое место вышли русские и украинцы - их "предпочли" более половины опрашиваемых. Тут несомненно проявился фактор этнокультурной близости восточнославянских народов, но если мы говорим о трудовой миграции, то, конечно, дело не только в этом. Сегодня на рынке труда у украинцев сложилась определенная положительная репутация, поэтому нет ничего удивительного, когда русский работодатель, подбирая работника, уточняет, что хочет найти украинца Сусанна Альперина, обозреватель "РГ": Резюмируя наш разговор, хочется сказать: слава Богу, что существует какая-то поддержка, благодаря которой украинцы не только выживают, но и комфортно чувствуют себя в России. Кстати, если быть объективным, то это касается не только украинцев. И пока вот такая человеческая помощь есть, люди будут стремиться в Россию, не сойдет на нет этот мощный фактор взаимообогащения между нашими странами.
Посольство Украины в РФ: 125009, Москва, Леонтьевский переулок, 18.Факс: +7(495) 629 46 81Электронная почта: emb_ru@mfa.gov.ua
Веб-сайт: http://russia.mfa.gov.ua
Региональная общественная организация "Землячество донбассовцев" в Москве: 127006, Москва, ул. Каретный Ряд, 10/18.Тел/факс: 8-495-699-64-30Электронная почта: zemdonbass@mail.ru Национальный культурный центр Украины в Москве: 119019, г. Москва, ул. Арбат, д. 9, строение 1Факс: +7 (495) 691-70-70
Веб-сайт: http://ukrcenter.org
Государственное учреждение культуры г. Москвы "Библиотека украинской литературы": 129272, г. Москва, ул. Трифоновская, д. 61, корпус 1Телефон: +7 (495) 631-40-95
Вэб-сайт: www.mosbul.ru