04.03.2013 00:20
В мире

Власти РФ прорабатывают вопрос о возвращении Кирилла Кузьмина

В России с недоверием восприняли заключение о смерти Максима Кузьмина
Текст:  Галина Брынцева
Российская газета - Федеральный выпуск: №46 (6022)
На состоявшейся в ночь с пятницы на субботу (по московскому времени) пресс-конференции шериф округа Эктор штата Техас Марк Доналдсон и окружной прокурор Бобби Блэнд обнародовали официальное заключение о причинах гибели трехлетнего Максима Кузьмина, усыновленного американской семьей Шатто.
Читать на сайте RG.RU

Причина смерти - недоглядели

Согласно отчету судебных медиков, смерть мальчика не была насильственной. Ребенок погиб в результате несчастного случая. Как заявил журналистам Бобби Блэнд, "причиной смерти этого ребенка стал разрыв брыжейки тонкой кишки. Он был случайным". Предполагается, что удар тупым предметом, повлекший фатальную травму, ребенок по неосторожности нанес себе сам. Обнаруженные уже при первом осмотре тела малыша синяки и ссадины медэксперты также объясняют детской неосторожностью, а не свидетельством жестокого обращения с ним усыновителей. Результаты экспертизы не подтвердили высказывавшихся предположений, что приемные родители Максима давали ему наркосодержащие медицинские препараты.

Подытог: как сообщил прокурор Блэнд, четыре медэксперта, проверявших версию о "внутреннем разрыве артерии в результате тупой травмы брюшной полости", констатировали, что смерть мальчика - не что иное, как несчастный случай.

Адвокат Майкл Дж. Браун, представлявший  супругов Шатто, выразил удовлетворение этим заключением, отметив, что другого он и не ждал: "Результаты патологоанатомической экспертизы меня совершенно не удивили, - сказал он журналистам".  По мнению поверенного,  официальные обвинения против Лоры Шатто не будут выдвинуты. "Я не думаю, что мать ребенка вообще причастна к его смерти", - заявил адвокат.

Но, хотя информационные источники сообщают, что шериф Доналдсон, открывая пресс-конференцию, рекомендовал журналистам "не делать никаких выводов из факта присутствия здесь окружного прокурора", он, тем не менее, подтвердил, что расследование продолжается и он не исключает, что супругам Шатто может быть предъявлено обвинение в связи с гибелью Максима. Теперь следствию предстоит выяснить, имели ли место небрежный родительский контроль или нанесение вреда по недосмотру. Полиция не исключает возможности предъявления супругам Шатто обвинений в небрежном надзоре за ребенком или в причинении ему увечья в результате бездействия.

Вопросы остались

Новость, пришедшая из Техаса об официальном признании американскими правоохранителями смерти трехлетнего Максима несчастным случаем, вызвала  в России предсказуемо бурную реакцию.

Максим умер из-за жестокого обращения с ним приемных родителей или это трагический случай, как склонны полагать техасские власти? Почему на теле мальчика были синяки и ссадины? Пичкали ли его супруги Шатто психотропными препаратами? Вопросы эти звучали на протяжении последних двух недель. С первого известия о гибели 20-го по счету малыша, усыновленного американцами,  отношение в обществе к трагедии и обсуждение возможных причин, приведших к ней, было очень эмоциональным. Настолько, что даже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков призвал  всех к сдержанности и посоветовал не делать резких заявлений, пока американские правоохранители, расследующие обстоятельства смерти мальчика, не представят своего официального заключения. 
В субботу такое заключение, наконец, было озвучено: Максима никто не убивал, произошел несчастный случай. А вопросы остались. Их после субботней пресс-конференции стало даже больше. Во-первых, об официальном отчете судебных медиков представители техасских властей дали очень скупую, без каких бы то ни было подробностей информацию - что называется, "примите к сведению". Во-вторых, и то немногое, что было сказано, дает пищу, если не для безусловных сомнений, то, по крайней мере, для  обоснованных вопросов.

Например, как согласуется заключение судмедэкспертов о том, что в организме погибшего мальчика отсутствуют следы медицинских препаратов, с прозвучавшим ранее признанием адвоката Майкла Дж. Брауна, что ребенок принимал лекарства от так называемого синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Приемные родители Макса тоже не отрицали, что давали ему лекарства. 
Не могла не вызвать вопросов и  формулировка, которая, как сообщило агентство Рейтер, присутствует в официальном заявлении властей техасского округа Эктор: вывод о характере смерти ребенка был сделан "на основании достаточной вероятности с медицинской точки зрения".

Официально опровергнув версии о жестоком обращении четы Шатто с усыновленным мальчиком, власти округа Эктор заверили общественность по обе стороны океана, что будут теперь выяснять, можно ли обвинять Лору и Алана Шатто в "небрежном надзоре за ребенком". Терминология в этом случае играет сущностную роль: "жестокость" и "небрежность" могут быть одинаковы по последствиям, но вот по степени ответственности за одинаковые последствия они сильно разнятся. В субботу шериф и прокурор Эктора говорили о родительской небрежности как о единственном возможном поводе для обвинения Шатто. Но ровно накануне, в пятницу, другой представитель техасских властей, пресс-секретарь техасского департамента служб по защите детей Патрик Кримминс, утверждал, что специалисты этого ведомства "не выносили заключения о том, было ли физическое насилие и небрежное отношение главной или сопутствующей причиной смерти" ребенка. То есть, в пятницу "физическое насилие" все еще допускалось?..

И, наконец, можно понять еще более укрепившиеся сомнения российских граждан в достоверности предложенного им официального заключения американских властей о причинах гибели российского сироты, если не было выдвинуто никаких версий, хоть как-то объяснявших бы происхождение нескольких синяков, в том числе и внизу живота, на теле Максима. А ведь об этих травмах и раньше говорила старший следователь судебно-медицинского отдела округа Эктор Ширли Стэндефер. К версии же судебных медиков о склонности к самоистязанию трехлетнего малыша Максима, которую озвучил окружной прокурор Бобби Блэнд: "Несколько месяцев назад у мальчика было диагностировано расстройство поведения, которое выражалось в нанесении себе травм",  - наши люди относятся с откровенным недоверием.

Требуются ответы

Все эти вопросы, ответы на которые пока не получены, во многом объясняют  те сильные эмоции россиян, наиболее мягкая из которых - недоумение. Рунет просто клокочет  резкими и нелицеприятными заявлениями и комментариями. Самый безобидный из них - "По мнению техасцев, российские дети мазохисты, да еще и обладают немереной силой. Покажите мне трехлетнего ребенка, способного "тупым предметом" ударить себя так, чтобы разорвать себе внутренности. Причем, предварительно разукрасив себя синяками".

Реакция России проявилась и в сделанных уже в субботу заявлениях представителей властных органов. С жестким заявлением, текст которого опубликован на официальном сайте внешнеполитического ведомства, выступил уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов. В нем прозвучали все те вопросы, которые волнуют всех россиян.

В частности, упомянув об отсутствии, по заключению американских медэкспертов, в организме мальчика следов сильнодействующих медицинских препаратов, Долгов напомнил о признании адвоката супругов Шатто, что такие лекарства ребенок принимал. К тому же, как заметил дипломат, "результаты токсикологического анализа, однако, пока не готовы". Долгов, комментируя официальное заключение о причинах смерти российского мальчика, подчеркнул, что российская сторона исходит из того, что "речь идет о неокончательных выводах расследования". "По-прежнему ожидаем от американских властей - как штата Техас, так и федеральных, включая государственный департамент США, - максимально полных сведений о ходе и результатах дознания", - сказал он. И выразил сожаление, что МИД России по-прежнему приходится получать информацию в связи со смертью Максима Кузьмина не от официальных представителей США, а из СМИ.  "В соответствии с международным правом и двусторонней российско-американской Консульской конвенцией 1964 года требуем от американской стороны предоставления российским дипломатическим и консульским представителям в США соответствующих судебно-медицинских документов, включая свидетельство о смерти Максима Кузьмина, а также возвращения его российского паспорта (чего до сих пор не было сделано)", - заявил уполномоченный МИД РФ. - Только на основании ознакомления с этими документами можно будет сделать предметные выводы об обстоятельствах смерти российского ребенка и определиться с нашими возможными дальнейшими шагами ".

Следственный комитет России также запросил у США материалы расследования гибели Максима Кузьмина, в том числе и заключения судебно- медицинских исследований, включая свидетельство о смерти, и настаивает на участии своих представителей в следственных действиях на территории США. Как пояснил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин, эти материалы необходимы для их изучения и анализа в рамках уголовного дела, возбужденного Главным следственным управлением СКР по факту гибели 3-летнего российского мальчика Максима Кузьмина в США.

О необходимости расследования следователями СКР обстоятельств смерти Максима Кузьмина говорят и в Госдуме, в которой в несчастный случай, приведший к трагедии, не верят. Своими мотивами не доверять заявлению США о причинах смерти российского мальчика делилась с журналистами в субботу председатель комитета ГД по безопасности Ирина Яровая. "Очевидные противоречия, таинственность вокруг происходящего, дают, -  полагает она, - более чем серьезные основания не доверять заявленной информации, создается ощущение, что дальше история еще не придумана". Яровая считает, что "длительное сокрытие информации о гибели мальчика", "якобы длительное по времени проведение экспертизы после того, как факт смерти ребенка стал известен" и последовавшая без раскрытия подробностей информация о "несчастном случае" вызывает, по крайней мере, недоумение и лишь еще больше убеждают людей в необъективности вынесенного американскими  властями официального заключения о "случайности" произошедшей трагедии. "США пора допустить наши следственные органы к проведению соответствующих мероприятий", - заявила депутат, выразив уверенность, что в этой ситуации американским властям не удастся ограничиться заявлениями о несчастном случае.

В прозвучавших в субботу заявлениях получила развитие и идея возвращения на родину младшего брата Максима Кузьмина - Кирилла, также усыновленного супругами Шатто. Как сообщил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в эфире телеканала "Дождь", вопрос о его возвращении в Россию уже прорабатывается. Это, отметил Песков, является сегодня главной проблемой, поскольку возможно, в приемной семье Шатто о детях плохо заботились, им могли давать сильные медицинские препараты. "Существуют очень сложные юридические обстоятельства, связанные с возможностью такого возвращения. Тем не менее, в том числе и по линии наших дипломатов, в Америке предпринимаются определенные меры", - сказал Песков.

Прямая речь

Павел Астахов, Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка:

- Я считаю, точка в этом печальном и для России, и для США деле еще не поставлена. Российская сторона пока не получила никаких официальных документов по расследованию всех причин смерти мальчика. Мы настаиваем, чтобы нам была предоставлена возможность ознакомиться со всеми этими материалами. МИД РФ, СКР, Генпрокуратура должны по каналам межгосударственного сотрудничества запросить их. Как затем и материалы обещанного на ночной пресс-конференции дальнейшего расследования американскими правоохранителями всех обстоятельств трагедии и выяснения степени ответственности приемных родителей Максима Кузьмина в том, что с мальчиком произошло такое несчастье. Будем ждать окончательного решения американских следователей и судей по квалификации действий приемных родителей Шатто.

Гибель Максима должна стать последней. Нельзя допустить новых страданий и несчастий в судьбах наших детей в американских приемных семьях. Ради  этого, ради блага детей нам всем нужно сосредоточиться на межгосударственном сотрудничестве, создать эффективные механизмы по обеспечению прав усыновленных российских сирот. И требовать ответственного отношения к каждому случаю, когда эти права нарушаются. Не допускать, чтобы дети становились жертвами большой политики, как это произошло, я считаю, в истории с Максимом Кузьминым.

Оксана Гарнаева, председатель благотворительного фонда "Русская береза":

- Неизвестно, как было на самом деле. Пусть это останется на совести людей, которые проводили эту экспертизу. А нам нужно добиться, чтобы брата Максима вернули обратно в Россию. Мы готовы собрать все необходимые документы. У нас четыре своих ребенка и четверо усыновленных, маленького нет, с удовольствием возьмем малыша.

Ольга Баталина, первый заместитель председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы ФС РФ:

- Мы все родители! У меня у самой двое детей. Младшей дочери - 3,5 года. Что такое гиперреактивность? Это значит живой нормальный ребенок, а мы что, с помощью психотропных веществ хотим сделать из него послушное растение?

Справка "РГ"

Механизм закрытых повреждений тонкой кишки различен. Чаще это прямой удар в живот. Патогенез различного вида морфологических изменений связан с действием травмирующего фактора, прежде всего с силой удара. При прямом ударе в живот петля тонкой кишки прижимается к позвоночнику или к костям таза, происходит разрыв стенки кишки, иногда раздавливание её, отрыв кишки от брыжейки или разрывы только брыжейки. Исходы оперативного вмешательства при повреждении тонкой кишки во многом зависят от сроков операции и от объёма повреждения. Летальность после оперативных вмешательств, произведённых в течение 6 ч после травмы, равна 20 процентам; от 6 до 8 ч - 40 процентам, спустя 12 ч - 52 процентам. Главная причина смерти - перитонит, развившийся вследствие позднего поступления и поздно произведённой операции или вследствие несостоятельности швов анастомоза и сочетания повреждений тонкой кишки с повреждениями других органов брюшной полости и опорно-двигательного аппарата.

Кстати

В субботу на сайте Правительства РФ опубликован подписанный премьер-министром Дмитрием Медведевым текст поручений, которые он дал руководителям федеральных ведомств по итогам рабочей поездки в Красноярск 14-15 февраля.

Главам Минобрнауки и Минтруда России Дмитрию Ливанову и Максиму Топилину, как следует из этого перечня, дано задание до 30 апреля 2013 г. "рассмотреть совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями вопрос о целесообразности создания под председательством заместителя председателя правительства РФ совещательного органа по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". А до 1 сентября этого года принять "дополнительные меры по организации взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования и работодателей в целях дальнейшего успешного трудоустройства выпускников по выбранному направлению подготовки (специальности)".

Кроме этого, трем российским министерствам - Минобрнауки, Минэкономразвития и Минфину Дмитрий Медведев поручил  до 1 июня проработать вопрос о поддержке студенческих некоммерческих организаций, в том числе о возможности использования ими помещений и иной инфраструктуры образовательных учреждений на особых условиях.

Также глава Правительства РФ дал министру Минэкономразвития Андрею Белоусову поручение обеспечить согласование с АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" проектов правительственных актов, связанных с утверждением дорожных карт, разрабатываемых в рамках национальной предпринимательской инициативы.

Между тем

Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов продолжает настаивать на том, что трехлетний Максим Кузьмин мог быть убит в США. По словам детского обмудсмена, в ходе расследования гибели мальчика так и не была проведена эксгумация.

"Мы узнали о смерти мальчика через месяц после того, как он был похоронен, причем похоронен в другом штате, юрисдикция изменилась. Для того, чтобы шериф штата Техас произвел эксгумацию в штате Луизиана, ему надо добиться проведения расследования на федеральном уровне. Этого не было. Поэтому можно сказать, что никакой эксгумации не было, опирались на первичное заключение", - цитирует омбудсмена ИТАР-ТАСС.

"Не надо забывать, что речь идет о гражданине РФ, трехлетнем Максиме Кузьмине, который погиб, чья смерть скрывалась. Давайте отвлечемся от того, был ли это несчастный случай или преступление, но погиб гражданин Российской Федерации", - подчеркнул Астахов.

ОПРОС "РГ"

США