03.03.2013 23:08
Культура

В Иерусалиме скончался кинодокументалист Герц Франк

Текст:  Валерий Кичин
В Иерусалиме скончался Герц Франк - возможно, самый знаменитый кинодокументалист советского времени.
Читать на сайте RG.RU

Его фильмы "Без легенд" (1967), "Запретная зона" (1975), "Старше на десять минут" (1978), "Высший суд" (1987), "Жили-были Семь Симеонов" (1989) - гремели на всю страну, получали престижные международные премии и стали не только киноклассикой, но и философской летописью трагического ХХ века, средством его осмысления.

Герц Франк совместил в своей жизни несколько профессий, каждая была связана с анализом человеческой жизни, ее философией: журналист, литератор, художник, фотограф, кинодокументалист. Свою юность он провел на Урале, где закончил военно-пехотное училище и Свердловский юридический институт, служил в армии офицером - уже в Забайкалье. Работал газетным фоторепортером, потом многие годы был режиссером Рижской киностудии.

В СССР документальные фильмы тогда еще шли в кинотеатрах и часто вызывали волну общественного обсуждения. "Высший суд" Франка стал настоящей бомбой и внес немалый вклад в процесс вхождения нашей страны в круг государств, установивших мораторий на смертную казнь. Картина снималась в середине 80-х, когда в СССР к смертной казни приговаривали до трех сотен человек ежегодно. Автор фильма исходил из того, что преступлением преступление не отмывают, а убийство, даже по закону, - преступление: не суд давал человеку жизнь, не суду ее и отнимать. И главное, казнь не улучшает жизнь общества, не решает его проблем - только всегда есть страшный шанс казнить невиновного.

Речь в фильме шла об убийстве, которое совершил рижский студент Валерий Долгов. Парня приговорили к смерти. Франк с кинокамерой пошел к нему в одиночную камеру и снял на пленку исповедь человека, который за эти месяцы многое пережил и передумал. Помню совершенно невообразимое потрясение, которое производила эта исповедь обреченного: фильм впервые касался той тонкой материи, которую в СССР старались не упоминать, - человеческой души. Он был о способности человека самому учинить над собой высший суд. Фильм так потряс общество, что в правительство посыпались письма с ходатайством о помиловании. Долгов был казнен - но фильм сделал свое дело: смертная казнь стала чрезвычайным происшествием и в стране и в сознании ее граждан.

В своем десятиминутном, но грандиозном по смыслу фильме "Старше на 10 минут" Франк все десять минут снимал лицо мальчика, который смотрит кукольный спектакль о Буратино, - переживает события сказки как свою собственную жизнь и - мы это видим воочию - к нему приходит некое новое, более зрелое ее понимание. Это был фильм о чуде искусства и о том, какие важные перевороты оно способно производить в нашей душе.

Тема смерти всегда волновала мастера. Судьба его близких, пострадавших в ГУЛАГе, драматизм истории еврейского народа наложили свой отпечаток на отчетливо трагическое самооощущение режиссера. В беспощадном к зрителям фильме "Диагноз" он шел в морг, где вскрывают трупы, - его интересовала эта закрытая от глаз реальность, способная приблизить нас к тайне смерти. Он верил в то, что "в момент чужой смерти мы чувствуем себя как бы на репетиции собственной кончины, подводим итоги собственной жизни. И в какой-то мере это нас должно делать лучше".

Мастер оставил нам более тридцати фильмов, книги "Карта Птолемея" и "Оглянись у порога", более полутора сотен статей о документальном кино. Последние годы жизни провел в Израиле, последней его кинокартиной стал замечательный - смешной и печальный - репортажный фильм "Вечная репетиция" о буднях театра "Гешер". Он ушел в возрасте 88 лет.

Наше кино Утраты