05.03.2013 00:33
Общество

Опрос "РГ": Можно ли шутить над трагедиями, подобными Холокосту?

Когда общество мирится с шутками на тему массовой гибели людей - это говорит о возможности повторения трагедий
Текст:  Евгений Шестаков
Российская газета - Столичный выпуск: №47 (6023)
Можно ли шутить над Холокостом, или, если брать шире, над событиями, которые относят к актам геноцида? Законы этого не запрещают ни у нас, ни в Европе.
Читать на сайте RG.RU

И если за отрицание того же Холокоста на Западе можно попасть в тюрьму, то за неудачную шутку, в лучшем случае, ее автор отделается порицанием в СМИ. Правда, вопрос о том, какой юмор следует считать удачным, а какой оскорбительным, всегда остается предметом дискуссий. Общепринятых канонов на этот счет не существует.

В США телеведущая Джоан Риверз на передаче, посвященной моде, обсуждала платье, которое знаменитая немецкая супермодель надела на вечеринку. Комментируя поведение героини и ее наряд, Риверз заметила, что в "последний раз немцы выглядели такими пылкими, когда бросали евреев в печи". На ее неудачное сравнение обратил внимание один из телезрителей, переживших Холокост. Но Риверз извиняться отказалась: она объяснила, что всегда специально напоминает людям о Холокосте через юмор. Видимо, свое сравнение она посчитала смешным…

Широкую известность получил скандал в Эстонии, где компания, торговавшая таблетками для похудания, использовала образ жертв Освенцима для продвижения своей продукции. Еще одна эстонская фирма, выпускавшая оборудование для газового отопления, рекламировала себя, также напоминая об "эффективности" газовых камер этого концлагеря смерти. Только после протестов еврейских организаций по всему миру, власти Эстонии согласились с неуместностью подобных маркетинговых ходов.

На одном из российских сайтов, где размещаются присланные читателями анекдоты, забив в поиске слово "Холокост", можно прочесть около 15 шуток на эту тему. Совсем иная арифметика, когда ищешь шутки, посвященные другим трагедиям, связанным с массовой гибелью людей.

Один анекдот, кстати, весьма неудачный, удалось найти по событиям в Катыни, один - о геноциде армян в Османской империи (погибли по разным данным от миллиона до полутора миллионов человек). Никто не шутил по поводу трагедии в Сребренице, где погибли около 8 тысяч боснийских мусульман, или в связи с геноцидом в Камбодже (погибли от рук "красных кхмеров" от миллиона до трех миллионов человек).

Почему смерть шести миллионов евреев во время Второй мировой войны стала поводом для шуток? В ответ на протесты еврейских организаций "юмористы" обвиняют их в покушении на свободу слова.  Когда американская телеведущая иронизирует по поводу гибели людей в концлагерях, она знает, что никогда не позволит себе ничего лишнего, высказываясь, например, о расстреле польских офицеров в Катыни. Или все дело в том, что в случае с Катынью или геноцидом армян, в мире понимают: шутить на эти темы безнравственно и вызовет единодушное осуждение в обществе. А в случае шуток по поводу Холокоста - такого понимания нет. Или фильм "Невинность мусульман", оскорбивший чувства верующих, более безнравственный и непристойный, чем шутки о Холокосте? А ведь режиссера фильма в США отправили в тюрьму. 

Гибель евреев в концлагерях, в чем, кстати, активное содействие нацистам оказывали власти некоторых стран, сегодня входящих в Евросоюз, требует сегодня от общества четкого понимания, где проходит тонкая грань, которая отделяет юмор пошлый, за гранью, от прославления героизма жертв, пусть и в шутливой форме. 

Когда американская телеведущая ради красного словца,  показавшегося ей запоминающимся образа, допускает откровенное оскорбление в адрес не только жертв нацистских концлагерей, но и немецкого народа, и не считает нужным извиниться за свои слова, это говорит о ее нравственном изъяне. Но когда обществу не режет слух такой "юмор" - это говорит о необратимых изменениях в сознании. А значит, возможности повторения явлений, подобных Холокосту, в будущем.    Потому что любая трагедия, независимо от того, погибли в ней миллионы, тысячи или один человек, не может быть предметом для скабрезных шуток.

Комментарий

Борух Горин, руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России:

Есть такой анекдот: на следующий день после кишиневского погрома люди вышли из убежища и на улице обнаружили еле живого лавочника Хайма - он был избит, руки его были прибиты гвоздями к лавке... Люди спросили: "Хайм, тебе очень больно?"  А он ответил: "Только когда я смеюсь". Это анекдот о природе еврейского юмора. На самом деле юмор может быть и целительным. Вопрос в том, насколько шутка остроумна и придумана со вкусом. В данном случае, мне кажется, речь идет о торжестве безвкусицы и неостроумия. К тому же, эта история, на мой взгляд, оскорбительна не только для жертв Холокоста, но и для современных немцев. Вообще же, если говорить о теме Холокоста, меня больше смущает не то, что об этом иногда шутят - это как раз вполне возможно - а то, что тема невероятно тривиализируется, становится очень банальной. Такие шутки опасны и вредны не потому, что это недостаточно уважительно, а потому, что так самая страшная трагедия не только еврейского народа, но и всемирная трагедия низводится до уровня "будничного трепа". А он вне зависимости от того, евреи так шутят или не евреи, делает возможным оправдание Холокоста и любого другого геноцида, потому что то, о чем можно так буднично говорить, уже не так страшно. А если это не так страшно, то, значит, это может в каких-то формах повториться. Но все это не означает, что о Холокосте можно говорить только серьезно. Начнем с того, что на эту тему просто не нужно говорить, при любом случае упоминать. Но это должно быть уместно и неоскорбительно для человеческого разума. Есть замечательные анекдоты времен Холокоста, которые выпукло показывают моральный героизм жертв и тех, кто их спасал. Я не считаю, что об этом нужно обязательно говорить со слезами на глазах, но надо, чтобы людям не изменял вкус, чтобы это не становилось банальностью. Любая банальность о Холокосте, даже если она трагическая и сказана со слезами на глазах и истерическими нотками в голосе, меня оскорбляет не меньше, чем неостроумная шутка.

Подготовила Ариадна Рокоссовская

ОПРОС "РГ
История