Севморпуть играет особую роль не только для внутренних перевозок, но и как международный транспортный коридор. В навигацию 2012 года по Северному морскому пути перевезено около 4 миллионов тонн грузов, в том числе 1,2 миллиона тонн - транзитных.
Сегодня продолжается освоение новых месторождений полезных ископаемых, в том числе углеводородов, и здесь Севморпуть рассматривается как комплексный инфраструктурный объект.
Для несения аварийно-спасательной службы, а также для навигационно-гидрографического обеспечения в 2012 году на Севморпути были развернуты новые пункты базирования в Арктике: морской спасательно-координационный центр в Диксоне с круглогодичным режимом работы, морские спасательные базы в Тикси, Певеке и Провидения с режимом работы на время навигации, сообщил глава Росморечфлота Александр Давыденко.
Закуплено специальное оборудование для обеспечения сил прикрытия. С началом навигации в 2013 году им будут оснащены пункты базирования в Диксоне, Тикси, Певеке и Провидения.
Аварийно-спасательная операции и проводку судов во время навигации обеспечат 9 линейных ледоколов: 5 атомных и 4 - дизель-электрических, на которых размещаются аварийные партии спасателей со спецоборудованием.
При сохранении традиционного титула "Севморпуть - исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация в Арктике", законом вводится новое понятие - "акватория Северного морского пути" и устанавливаются ее конкретные границы. Это поможет упорядочить организацию мореплавания в российской Арктике, пояснил Давыденко.
Задача - вывести арктическое судоходство на новый уровень. В первую очередь, это развитие Северного морского пути как инфраструктурного транспортного объекта с надежным гидрографическим, гидрометеорологическим обеспечением, а также созданием семи опорных базовых пунктов: в Сабетте, Дудинке, Диксоне, Тикси, Певеке, Провидения и Анадыре.
Предлагается осуществить комплексный подход и разместить в них силы и средства всех федеральных органов власти, ответственных за развитие Арктического региона, не размазывая их по разным точкам. Росморречфлот уже подготовил свои предложения в новую редакцию федеральной целевой программы "Мировой океан".
Справка "РГ"
Главное управление Севморпути было образовано в декабре 1932 года. Его первым руководителем стал Отто Юльевич Шмидт. В 1964 году оно было упразднено. А в 1970 году при Минморфлоте СССР была учреждена Администрация Северного морского пути.
Севморпуть стал инструментом освоения Арктики и стратегической независимости страны. Он сыграл огромную роль в обеспечении перевозок в годы Великой Отечественной войны. Большой вклад в развитие арктического транспортного флота внес начальник Севморпути Иван Дмитриевич Папанин. Начиная с 1960 года, создавался современный атомный и дизельный ледокольный и транспортный флот. Началось освоение месторождений полезных ископаемых, развивался Норильский горно-металлургический комбинат. В 1978 году была открыта круглогодичная навигация по СМП. Объем перевозок в этот период составлял 6-8 миллионов тонн в год.
В 1988 году Администрация Севморпути была введена в состав центрального аппарата Минморфлота СССР в виде отдела. А в 1991 году Северный морской путь был открыт для международного судоходства.