05.03.2013 00:45
Экономика

Часть банковских операций исключат из закона о закупках

Текст:  Евгения Носкова
Российская Бизнес-газета - Новое законодательство: №8 (886)
В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий прямое исключение из-под действия закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" межбанковских и лизинговых операций, осуществляемых кредитными организациями.
Читать на сайте RG.RU

При этом под лизинговыми операциями в законопроекте понимаются случаи, когда заказчик-кредитная организация выступает в качестве лизингодателя, то есть за счет привлеченных и(или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Из-под действия закона планируется также вывести отношения, связанные с куплей-продажей драгоценных металлов и заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами - за исключением внебиржевых поставочных производных финансовых инструментов, базовым активом которых является реальный товар.

Как отметил член правления GE Money Bank Эльман Мехтиев, изменения коснутся банков, в которых доля государства составляет 50 и более процентов. Поэтому они не отразятся на рыночной ситуации, но и не помогут самим этим банкам в поиске способов уменьшении стоимости оборудования, закупаемого для предоставления в последующий лизинг. Директор гражданско-правового департамента юридической фирмы "Клифф" Вероника Казакевич пояснила, что целесообразность изменений объясняется особенностями межбанковских операций - срочностью их совершения и отсутствием понимания необходимости их совершения в долгосрочной перспективе.

- Так, например, межбанковский кредит - это способ оперативного привлечения денежных средств, используемый для поддержания платежеспособности баланса и обеспечения бесперебойности выполнения обязательств, который может размещаться, например, на 1 день, - отметила эксперт. - В связи с этим не представляется возможным, во-первых, спрогнозировать необходимость использования такого инструмента и включить его в план закупок, а во-вторых, бесперебойность осуществления операций предполагает принятие экстренных мер, что невозможно в формате проведения закупки в соответствии с законом N 223-ФЗ. Таким образом, к моменту завершения закупки необходимость в кредите может вообще отпасть.

Что касается драгоценных металлов и производных финансовых инструментов, по словам Казакевич, названные виды сделок предполагают их заключение в режиме реального времени и по ценам, постоянно изменяющимся в соответствии с конъюнктурой внутреннего и внешних рынков. Таким образом, если указанные сделки должны заключаться в соответствии с требованиями закона N 223-ФЗ, т.е. через процедуру закупки, то они не смогут совершаться на рыночных условиях, т.к. рыночная цена определяется в условиях реального времени и постоянно изменяется. Следовательно, необходимость совершения сделок через процедуру закупки может привести к отрицательному финансовому результату такой деятельности кредитной организации.

В целом эксперт оценила предлагаемые изменения как положительные и предположила, что принятие законопроекта позволит кредитным организациям с государственным участием эффективно осуществлять свою деятельность, не нарушая требования законодательства.

Банки Госдума