Полет из областного центра в столицу занимал около двух часов. Но с учетом необходимости пройти регистрацию за час до вылета и дороги из города до аэропорта (и из аэропорта по прилете) выходило все четыре, а то и больше. А за это время расстояние между двумя городами при нормальной ситуации на дороге можно преодолеть и на машине.
Кострому с Москвой соединяют также несколько ежедневных автобусных рейсов и два железнодорожных. Не лучшим образом на популярности полетов сказалось лишение в 2011 году поезда "Кострома - Москва" статуса фирменного. После этого поездки по железной дороге ощутимо подешевели, а стоимость авиабилетов многим стала казаться слишком высокой. И это понятно: если поездка в купе фирменного поезда и полет до столицы обходились примерно одинаково, после перемен разница в цене стала не в пользу авиаторов. В итоге наполняемость самолетов, как сообщил губернатор Сергей Ситников, так и не превысила 40 процентов.
В Санкт-Петербург до появления регулярного рейса можно было доехать без пересадки только по железной дороге. Билет стоит всего на несколько сотен рублей дешевле, чем на самолет, зато разница во времени в пути ощутима. Поезд идет около 16 часов, лететь немногим более двух. Это, как надеются власти региона, станет для пассажиров достаточным стимулом отдать предпочтение воздушному варианту.
Надо сказать, что попытку наладить регулярное сообщение Костромы с Санкт-Петербургом в регионе уже предпринимали в 2010 году. Но просуществовал этот рейс всего сезон: тогда нерентабельными оказались оба "столичных" маршрута, и сохранить предпочли московский.
Еще осенью власти региона рассматривали вариант полетов до Мурманска, для которых Санкт-Петербург был бы только пунктом промежуточной посадки. Добиться окупаемости рейсов, имеющих промежуточные сегменты, и более высокой наполняемости воздушных судов легче, заявила тогда корреспонденту "РГ" замгубернатора Наталия Подкопаева. Об этом, по ее словам, свидетельствует опыт межрегиональных полетов в Анапу с посадкой в Липецке и местных - в удаленный райцентр Боговарово (с остановкой в Шарье) и в Юрьевец соседней Ивановской области (через три промежуточных пункта).
Однако пока власти решили ограничиться Санкт-Петербургом, хотя вариант продления маршрута до Мурманска со счетов по-прежнему не сбрасывают. Первый рейс в северную столицу должен был состояться еще 25 января. Однако только 28 числа вышло постановление областной администрации о субсидировании деятельности местного перевозчика. На 2013 год на это выделили порядка 51 миллиона рублей. Затем полет переносили еще несколько раз, и в итоге он состоялся только 10 февраля.
Сумма, выделенная авиаторам, взята не с потолка: ровно во столько же воздушные перевозки обошлись бюджету и в 2011-м. Причем тогда львиную долю выделенных денег "съел" нерентабельный рейс на Москву. Сергей Ситников, отвечая на вопрос корреспондента "РГ", как это соотносится с декларируемой им политикой по сокращению бюджетных расходов, пояснил: на сей раз деньги предназначены, в основном, для поддержания инфраструктуры аэропорта. Связанные с этим расходы, по словам главы региона, неизбежны, если, конечно, не отказываться от авиасообщения совсем, включая санитарную авиацию. А этого область позволить себе не может, считает губернатор. В условиях, когда расстояние от областного центра до северо-восточных границ региона достигает 600 километров по ужасным дорогам, велик риск просто не довезти больного до клиники.
- А если все деньги, которые уходят на поддержание летной инфраструктуры, будут обеспечивать только функционирование санавиации, это получится слишком накладно, - считает Сергей Ситников. Пассажирское сообщение, если будет хотя бы окупаться, эту нагрузку должно уменьшить.
Костромской регион, по мнению губернатора, уникален тем, что в нем есть и аэропорт, и собственный перевозчик. Например, в соседних Ярославской и Ивановской областях сообщение с Москвой и Петербургом обеспечивают "варяги" - соответственно, воронежская и московская компании.
Между тем в скором будущем в Костроме должна появиться дополнительная вертолетная площадка в отдаленном Заволжском районе. Сейчас дорога до расположенной в этой части города областной детской больницы из аэропорта, который находится на другом его конце, занимает около часа. А весной с началом ремонта моста через Волгу, служащего единственной в этих местах возможностью перебраться на машине с одного берега на другой, будет еще дольше. Дорога же от вертолетной площадки займет не более шести минут.
Расписание внутрирегиональных рейсов малой авиации на летний сезон остается без изменений. В прошлом году областные власти рассматривали варианты альтернативного сообщения автобусом или по воде с частью населенных пунктов, в частности, деревнями Костромского района, знаменитыми тем, что в их окрестностях любил охотиться поэт Николай Некрасов. Однако в итоге было решено сохранить вертолетное сообщение. К удовлетворению костромских дачников, обеспечивающих основной пассажиропоток на этих рейсах - постоянных жителей в деревнях практически не осталось.
Другими словами, за регионом пока сохранится негласный статус "вертолетной Мекки" Центральной России. Так Костромскую область называют любители транспортного туризма - как ближайшее к Москве место, где можно по приемлемой цене прокатиться на рейсовом вертолете.