06.03.2013 18:00
В мире

Обозреватель "РГ": Уго Чавес имел все возможности изменить мир к лучшему

Текст:  Максим Макарычев Сергей Савостьянов
Уго Чавес ушел, как подобает настоящему герою. В расцвете сил. Когда то, что уже сделано тобой, становится легендой при жизни. Непокоренным. Сумевшим бросить вызов могущественной империи. Не прогнуться перед ней. Сражаясь почти два года с самой настоящей "чумой человечества", проклятым раком, который испепеляет тебя изнутри и выжигает все то, что давало тебе сил, эмоций, надежд.
Читать на сайте RG.RU

Как же кощунственно звучит сейчас язвительная интонация некоторых ангажированных СМИ, хоронивших его в последние месяцы, считавших дни до его кончины, как же неуместна реакция некоторых республиканцев, сравнивших его с тираном и не удосужившихся просто промолчать в этот день.

Настоящих тиранов и диктаторов в этот день начали судить в соседней Аргентине, где открылся процесс над генералами, организаторами репрессий, в ходе которых в 1970-1980-е годы были убиты десятки тысяч лучших представителей своего народа. При поддержке диктаторских режимов соседних стран. Действовавшими по принципу: когда враг, не сдается, его уничтожают. Или: нет человека, нет проблемы.

В среду многие телеканалы, включили в свои сюжеты, посвященные памяти Чавеса, следующий эпизод. Живой, полный сил и энергии венесуэльский президент пел на сцене легендарную песню "Hasta siempre,comandante!" ("Навеки, команданте!"), посвященную памяти Эрнесто Че Гевары.

Чавес в силу возраста априори не мог быть знаком с Че, но ощущал с ним самое близкое духовное родство. Как и с другими героями Латинской Америки Хосе Марти и Симоном Боливаром, память о котором Чавес увековечил в названии своей родной страны. Благодаря Фиделю Кастро, которого он почитал как своего учителя, духовного отца и старшего брата, Уго Чавес "вплел ту самую неосязаемую нить, идущую от Марти, Боливара и Че в знамя надежд своей родной страны и континента".

Во многом благодаря Уго Чавесу поднялся над многострадальным континентом ветер перемен. Когда униженные и оскорбленные могут заплакать не от горя, а от счастья и ощущения сбывшейся надежды. Он стал для них мужем, сватом, сыном, братом.  И будет жив, пока будет жить в их сердцах.

"Гора мышц", боевой и заслуженный десантник, Уго Чавес оставался в душе неисправимым романтиком и лириком. Его любимой книгой был "Дон Кихот"  Сервантеса, а сам идальго - любимым литературным героем. В апреле 2005 года Уго Чавес обратился к венесуэльскому народу со словами: "Мы все должны прочесть "Дон Кихота", чтобы проникнуться духом этого борца, который пришёл в наш мир сражаться против несправедливости". А дальше случилось невероятное: на улицах венесуэльских городов людям бесплатно раздали миллион экземпляров бессмертной книги.

Уход Чавеса особенно печален, потому, что у него были не только колоссальные планы изменить мир в сторону лучшего, но и все возможности для этого: обожание миллионов людей у себя в стране и за рубежом, амбициозные и реальные планы...

Теперь Чавес стал частью истории.

Hasta siempre, comandante Hugo Chavez! Прощай, последний герой.

Прямая речь

Николай Леонов, генерал-лейтенант в отставке, бывший начальник аналитического управления КГБ СССР:

- Уго Чавес, не без успеха, пытался создать самый настоящий фронт борьбы против единственной супердержавы, против Соединенных Штатах. Он много раз бывал в странах, которые сам же назвал осью добра, в противовес выдвинутой американцами оси зла, в которую они определили все неугодные им страны.

Уго Чавес был исключительной фигурой в мировой политике с потрясающей харизмой и энергетикой. Он был главой государства, располагавшего большими финансовыми возможностями в силу своих природных ископаемых. Борьба против американской гегемонии в мире была подкреплена у Чавеса большими материальными ресурсами. Многое, что предлагал Чавес, опередило свое время. Он предлагал учредить новую латиноамериканскую валюту, чтобы хоть как-то избавить страны континента от влияния американского доллара. Или взять его планы по созданию магистрального газопровода, который бы объединил многие страны континента в энергетическое кольцо. Его влияние вышло не только за пределы Венесуэлы, но и уже всей Латинской Америки. При этом Чавес не боялся устанавливать хорошие отношения с теми странами, которые значительно превосходили долю Венесуэлы в мировом масштабе.

Хочу обратить внимание, особенно с учетом печального опыта управления военных в государствах Латинской Америки, что Уго Чавес, бывший десантник, боевой офицер, никогда не применял оружия для удержания своей власти. Он говорил: я больше всех среди лидеров латиноамериканских государств принимал участие в разного рода выборах -  президентских, парламентских, муниципальных. Но никогда не боялся участвовать в них и не применял силу и оружие для победы.

Он не скрывал того, что является социалистом. Ведь социализм в Латинской Америке воспринимается как служение людям и обществу, а также направлен на ущемление интересов элит, обогащающихся за счет народа и отстраняющих колоссальные массы от участия в большой политике, экономике и социальной жизни. В этом величие Уго Чавеса: он дал народу возможность участвовать в этих процессах.  Сейчас уже не одна Венесуэла, а целая группа стран Латинской Америки, благодаря Уго Чавесу, идет по этому пути.

С Уго Чавесом я не был знаком лично. О чем очень скорблю.

Траурные мероприятия в посольстве Венесуэлы в Москве
Венесуэла Утраты