Уго Рафаэль Чавес Фриас родился 28 июля 1954 года в венесуэльском городе Сабанета (штат Баринас) в семье преподавателей.
В 1971 году будущий президент поступил в Академию вооруженных сил Венесуэлы, которую закончил в 1975 году в звании младшего лейтенанта. В последующие годы многократно проходил курсы повышения квалификации, командовал рядом подразделений вооруженных сил, параллельно увлекался историей и изучением общественных наук. В этот период увлекся идеями латиноамериканского героя национально-освободительной борьбы за независимость от испанского владычества Симона Боливара, который стал примером для будущего лидера Венесуэлы.
Под воздействием идей Боливара и в честь двухсотой годовщины его рождения Чавес вместе с группой единомышленников из числа офицеров в 1982 году организовывает "Боливарианское революционное движение 200". Военнослужащие дали клятву реформировать армию и бороться за создание новой республики. Забегая вперед, отметим, что, уже придя к власти в стране, Чавес переименует Венесуэлу в "Боливарианскую Республику Венесуэла".
В 1991 году Уго Чавес, возглавлявший в то время подразделение десантников, подготовил проект создания переходного правительства в Венесуэле и формирования боливарианской республики. Заручившись поддержкой членов революционного движения, в феврале 1992 года он принимает решение свергнуть действующего президента Венесуэлы Карлоса Андреса Переса путем военного переворота. Властям удалось подавить восстание военных, после чего лидер революционеров, публично взявший всю ответственность на себя, был заключен в тюрьму.
Тем не менее, у Чавеса появляется огромное число поклонников: социалистические идеи в эти годы проникли в сердца венесуэльцев, недовольных низким уровнем жизни. В результате в 1993 году Переса отстраняют от власти конституционным путем по обвинениям в коррупции, а президентские выборы выигрывает Рафаэль Кальдера. Для того чтобы заручиться поддержкой коммунистической и социалистической партий, Кальдера заключает с ними политическое соглашение, в рамках которого Чавес, уже обладая популярностью, в 1994 году выходит на свободу.
Избрание Кальдера не принесло венесуэльцам желанных перемен и в стране продолжало нарастать недовольство сложившейся на протяжении десятилетий политической системой, способствовавшей обогащению лишь узкого круга элит. На волне этих настроений Чавес начинает собственную кампанию. Организованное им политическое движение приобретает широкий размах и получает новое название - "Движение Пятая республика". В течение трех лет бывший десантник активно перемещается по территории Венесуэлы, разъясняя суть своего политического проекта, а также необходимость созыва учредительной ассамблеи для реформирования республики и изменения конституции, действовавшей с 1961 года.Тогда же состоялось знакомство Чавеса с кубинским лидером Фиделем Кастро, которое впоследствии переросло в многолетнюю личную дружбу и сотрудничество двух народов. Его движение быстро набирает популярность и в 1998 году занимает второе место на парламентских выборах, а сам Чавес в том же году одерживает первую победу на выборах президента страны и теперь уже конституционным путем занимает президентское кресло.
После приведения к присяге в 1999 году Чавес продемонстрировал, что является человеком слова: он не намерен отказываться от политической платформы, позволившей ему стать во главе государства. Президент выступил перед дворцом Мирафлорес в Каракасе и незамедлительно инициировал конституционные реформы, которые на двух референдумах подряд поддержали более 70 процентов граждан страны. Таким образом, спустя 17 лет Чавесу удалось исполнить слова клятвы, данной сподвижникам по "Боливарианскому революционному движению". Венесуэла обрела новый основной закон, на многие годы ставший основой для дальнейшего претворения в жизнь боливаринских идей Чавеса и глубокого реформирования экономической и социальной сфер жизни.
Тогда же Чавес положил начало традиции вести свою знаменитую воскресную телепередачу "Алло, президент!", посвященную реализации какой-либо из правительственных социальных программ. В эфире президент в раскованной манере задавал вопросы своим министрам, общался с местными жителями, разъяснял политику правительства. Красноречие Чавеса, выступавшего в ходе одного из выпусков в течение более 8 часов, стало одной из его визитных карточек. Сам он называл эту "работу" на телевидении "политическим образованием" сограждан.
После принятия новой конституции президент и "Движение пятая республика" одержали победу на состоявшихся в 2000 году досрочных выборах главы государства и парламента. Однако победа на выборах стала лишь отправной точкой в крайне непростом и тернистом пути Чавеса на посту главы государства. Политические противники президента из числа старой элиты богачей, правившие в Венесуэле на протяжении четырех десятилетий, не собирались опускать руки. Деятельность Чавеса подвергалась нещадной критике оппонентов.
Второй президентский срок Чавеса начался с масштабных реформ в аграрной, рыболовной и нефтедобывающей сферах, что вызвало активное сопротивление оппозиционных сил. К началу 2002 года поляризация политических сил в стране усугубилась. Оппозиции (промышленники, предприниматели, частные телеканалы, церковь) удалось консолидироваться и склонить на свою сторону часть высшего военного руководства. В апреле массовые акции протеста переросли в ожесточенные столкновения противников и сторонников Чавеса перед дворцом Мирафлорес в Каракасе, и под давлением военных, угрожавших штурмом, президент сдается оппозиционерам. Между тем попытка переворота не получает широкой поддержки международного сообщества. Днем позже по всей стране вспыхивают демонстрации в поддержку Чавеса, его сторонникам удается захватить дворец Мирафлорес и вернуть главу государства в президентское кресло.
Когда дальнейшие попытки добиться ухода Чавеса путем массовой двухмесячной забастовки, лишившей страну доходов от экспорта нефти, не увенчались успехом, оппозиция сконцентрировалась на идее проведения всенародного референдума о доверии к президенту. По итогам плебисцита, состоявшегося в 2004 году, Чавес одержал очередную электоральную победу, получив поддержку 59 процентов венесуэльцев.
Преодолевая многочисленные трудности, Чавес не забывал о данных своему народу обещаниях. Значимой вехой второго срока стал запуск политики социальных программ. Среди них программы по ликвидации неграмотности, бесплатному образованию различного уровня для малоимущих семей, бесплатной медицинской помощи, трудоустройству.
В 2005 году боливарианский лидер издал указ об экспроприации отдельных видов земельных участков для их передачи тем, кто "способен и хочет работать". Целью реформы было углубление успехов боливарианской революции и развитие сектора продуктов питания.
В 2006 году Чавес одерживает убедительную победу на президентских выборах с 62 процентов голосов, которая положила начало его третьему сроку на должности главы государства.
Непростым этот период был и для "Движения Пятая республика". Другие венесуэльские партии то вступали в альянс с правящей партией, то переходили в оппозицию. Несколько из наиболее давних сподвижников Чавеса, включая его соратников по попытке переворота в 1992 году, также отвернулись от него и перешли в оппозиционные партии. В 2006 году Чавес, возглавлявший движение, переформировал его в Объединенную социалистическую партию Венесуэлы, которое должно было объединить в себе самые разные политические силы, готовые сотрудничать с руководством страны.
Третий срок положил начало политике строительства в Венесуэле "Социализма XXI века" под девизом "Родина, социализм или смерть!". Реализовывались крупные проекты по развитию инфраструктуры, нефтегазовой нефтехимической отрасли страны.
Одними из знаковых на пути к социализму стали шаги по национализации крупнейшей телефонной компании страны и электроэнергетической сети Каракаса, которые ранее контролировались компаниями из США. Также национализации подвергся нефтедобывающий сектор, после чего Венесуэлу покинули американские компании "Exxon Mobil" и "Conoco Phillips".
Отношения Чавеса с внешним миром вообще были более чем непростыми. Боливарианский лидер всегда активно противопоставлял свою модель "Социализма XXI века" "империалистической и гегемонистской" внешней политике США, выступал за интеграцию в Южной Америке без американского присутствия. После того, как он с фотографией погибших от бомбардировки ВВС США детей в Афганистане заявил, что "террор нельзя победить еще большим террором", Вашингтон отозвал своего посла из Каракаса. В ходе XVII Ибероамериканского саммита в 2007 году Чавес неоднократно прерывал речь премьер-министра Испании Хосе Сапатеро и обвинил испанское правительство в поддержке попытки переворота в Венесуэле в 2002 году. В результате присутствовавший на встрече испанский монарх Хуан Карлос I в грубой форме предложил Чавесу замолчать. Нарастала напряженность с соседней Колумбией, основным военно-политическим союзником США в регионе. В ходе одной из словесных перепалок с президентом Колумбии Чавес после серии взаимных обвинений буквально, как у нас говорят, послал коллегу на три буквы.
В противовес американской "оси зла" Чавес решил сформировать вокруг Венесуэлы "ось добра", которая оформилась в качестве интеграционной структуры "Боливарианская альтернатива для народов Америки". Ее основными участниками стали возглавляемые социалистическими лидерами Боливия, Куба, Никарагуа, Эквадор. В рамках венесуэльско-кубинского сотрудничества были налажены программы по отправке в Венесуэлу опытных медиков в обмен на поставки нефти на Остров Свободы по льготной цене. В мире Чавес демонстративно поддерживал дружеские отношения с "гонимыми” американцами политиками, в том числе с иранским президентом Махмудом Ахмадинежадом, белорусским президентом Александром Лукашенко, бывшим ливийским лидером Муамаром Каддафи.
Особое место во внешней политике Чавеса занимала Россия. Что и говорить, для нашей страны Венесуэла стала стратегическим, приоритетным партнером в Латинской Америке и одной из немногих стран, куда России удалось вернуться после периода снижения интереса к латиноамериканскому региону в 90-х годах прошлого века. С 2000 года состоялось несколько встреч на высшем уровне, были подписаны десятки двусторонних договоров о сотрудничестве в различных сферах, в том числе контракты по совместной реализации масштабных проектов в топливно-энергетической и нефтедобывающей отрасли, военно-техническому сотрудничеству, поставкам в Венесуэлу многоцелевых истребителей Су-30 МКВ, транспортных вертолетов.
Внешняя политика Чавеса способствовала поддержанию его революционного имиджа на международной арене, однако главным для венесуэльцев, конечно, была социально-экономическая ситуация внутри страны. А ситуация оставалась неспокойной. В 2009 году главе государства удалось получить поддержку граждан на референдуме о внесении поправок в конституцию, которые отменяли ограничение президентских полномочий двумя сроками подряд.
В этом же году страну охватил масштабный энергетический кризис, для разрешения которого правительство было вынуждено ввести квотирование электроэнергии во всех регионах кроме Каракаса. Причиной кризиса во многом стал природный феномен "Эль Ниньо", спровоцировавший небывалую засуху и опустошение гидроэнергетических мощностей. А годом позже пришлось столкнуться с критикой из-за ситуации вокруг государственной компании по производству и дистрибуции продуктов питания, на складах которой было обнаружено множество контейнеров с просроченными импортированными продуктами питания, в то время как страна испытывала трудности с продовольствием. Оппозиция не упускала возможности использовать такие случаи в качестве инструмента политической борьбы, возлагая всю вину на Чавеса и его окружение.
На протяжении всех лет Чавес вел непрерывную борьбу с оппозицией и внешними силами за право на существование для собственного детища под названием "боливарианская революция". Он неоднократно заявлял о готовящихся попытках покушения на него. Что и говорить, врагов у венесуэльского лидера действительно хватало. Однако главный удар Чавес получил совсем с другой стороны.
Впервые о наличии у президента Венесуэлы онкологического заболевания в области таза стало известно в 2011 году. Чавес дважды ложился на операционный стол в Гаване, после чего прошел несколько курсов химиотерапии как на Кубе, так и у себя на родине. Несмотря на заявление о том, что ему удалось полностью победить болезнь, 26 февраля 2012 года Чавес был прооперирован в третий раз в связи с обнаружением злокачественных клеток.
Заболевание президента до определенного времени не помешало ему поддерживать высокую активность и в октябре 2012 года добиться переизбрания на четвертый срок подряд, на период до 2019 года.
Однако уже в декабре он подвергся четвертой операции по извлечению злокачественной опухоли. Перед операцией 58-летний глава государства лично выступил перед венесуэльским народом и впервые всерьез признал возможность того, что заболевание не позволит ему выполнять обязанности президента. В связи с этим указал венесуэльцам на кандидатуру потенциального преемника - вице-президента и главу МИД страны Николаса Мадуро.
"Если обстоятельства сделают невозможными мое пребывание на должности главы государства, то при проведении выборов по моему глубокому, полному и твердому убеждению венесуэльский народ должен избрать своим президентом Николаса Мадуро, - заявил Чавес. - Это опытный лидер из нового поколения руководителей, обладающий всеми качествами для того, чтобы продолжить наше дело. При любых обстоятельствах боливарианская революция должна идти вперед".
Заболевание не позволило ему вступить в должность на четвертый срок в январе 2013 года.
Оценок пребывания Чавеса во главе Венесуэлы великое множество. Харизматичный лидер стал одной из самых противоречивых политических фигур в современной Латинской Америке. Сторонники воспевают его социальные программы в поддержку бедняков, способность отстаивать национальные интересы и давать отпор американцам, а противники указывают на узурпацию власти, несостоятельность экономической модели, растрату нефтяных ресурсов и нарушения прав человека.
Журнал "Time" дважды (в 2005 и 2006 годах) включал венесуэльского лидера в список самых влиятельных людей планеты.
Сам Чавес отвергал обвинения оппозиции в создании коммунизма по подобию Кубы. Он считал себя учеником и последователем кубинского лидера и восхищался его многолетним революционным подвигом. Именно поэтому он часто приводил слова команданте: "Чавес, не создавай вторую Кубу, создай первую Венесуэлу". Чавес отмечал, что политический проект президента не исключает ни одной из социальных групп населения, гарантируя право частной собственности и свободное предпринимательство.
Критикам президента и боливарианских идей в Латинской Америке в целом не стоит забывать, что и Венесуэла, и ряд других государств пришли к этому не под влиянием компартии СССР и, тем более, кубинских коммунистов. В те годы, когда Чавес набирал популярность, Советский Союз доживал свои последние дни. Напротив, к "левому повороту" народы Латинской Америки пришли после десятилетий жизни в условиях капиталистической модели, которую правящие элиты использовали исключительно для собственного обогащения, в то время, как значительная масса населения продолжала жить в условиях крайней бедности.
Оставим окончательный вердикт за историей и воздадим должное безусловно сильному, трудолюбивому человеку, который искренне верил в то, что может сделать жизнь простых венесуэльцев лучше, и делал для этого все, что было в его силах.