Очевидец разных эпох, один из создателей советского телевизионного театра, режиссер театра и кино, телевидения и радио, прозаик и сценарист, автор цикла телепрограмм о театре и театральных деятелях, член Академии российского телевидения полон энергии. Несколько месяцев назад выпустил в театре-фестивале "Балтийский дом" спектакль "Деревья умирают стоя" по пьесе испанского драматурга Алехандро Касоны, бенефис народной артистки России Татьяны Пилецкой.
Только что издал очередную книгу - "Сказки XXI века". Готовит новую постановку в "Балтдоме" - премьера спектакля "Горе уму" состоится 16 и 17 марта. Это новая версия грибоедовской комедии "Горе от ума", сатиры на московское общество 1820-х годов (Белинский вернул первоначальное название пьесы, а также вернул героям их подлинный возраст).
- Почему я ставлю "Горе от ума"? Это гениальная пьеса. Я безумно люблю русскую классику. Почему беру первое название? К сожалению, горе уму - это горе моего бесконечно любимого великого Отечества, начиная от Пушкина и заканчивая Бродским. Пьеса злободневна, но невероятно многословна, а наш нынешний зритель любит больше смотреть, чем слушать, поэтому у меня будут очень большие купюры. Не будет политики. Там вся интрига лирическая. Никаких джинсов, мобильных телефонов, никаких современных сленгов не будет, - заверил Александр Аркадьевич.
Публика засыпала легендарного "человека - энциклопедию театра" вопросами:
- Как относитесь к зарубежным звездам? К английской экранизации "Анны Карениной"?
- Я темен, как черная туча, - в свойственной ему иронической манере ответил Белинский. - Новых знаменитостей не знаю. Сколько книг не прочитано! А разве есть большее счастье, чем читать и перечитывать книги?
- Что вы перечитываете с удовольствием?
- Второй и четвертый тома "Войны и мира". Пьесы Островского. Без конца перечитываю Диккенса. Самые любимые мои писатели - Гоголь и Диккенс.
- Какие спектакли в последнее время восхитили вас?
- Я видел превосходный спектакль Додина "Враг народа". В театр Додина я хожу. И еще к Спиваку.
- Какие свои фильмы и спектакли вы считаете лучшими?
- В театре я сделал очень мало хорошего. А вот на телевидении - много. Лучшим считаю поставленный в 1963 году спектакль "Кюхля" по гениальному роману Тынянова. Из фильмов - "Смуглая леди сонетов" на Ленинградском телевидении, там играли Юрский, Тенякова, Попова.
5 апреля Александру Белинскому исполнится 85 лет. "Присылайте телеграммы. А главное - пойдите на мой новый спектакль. Я имею наглость пригласить вас. Мне этой постановки не стыдно", - заявил режиссер.
Досье "РГ"
Александр Белинский родился в Ленинграде. Еще будучи студентом Ленинградского театрального института, начал работу в Театре миниатюр под руководством Аркадия Райкина как сорежиссер спектакля "Любовь и коварство". Организовал при Доме актера Театр капустника, поставленные им в 50-60-х годах капустники пользовались большой популярностью.
В 1953-1962 годах Белинский был режиссером Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. В 1962-1985 годах - режиссер-постановщик ленинградского ТВ (среди работ - телеспектакли "Девочки" по пьесе В. Пановой, "Кюхля", "Мертвые души", "Записки сумасшедшего"). С 1988 года - режиссер Большого театра кукол. С 1995 по 2002 годы возглавлял Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии.
Белинский поставил около 200 спектаклей на ТВ, в театрах Москвы и Петербурга. Автор книг "Записки старого сплетника" (выдержала шесть изданий), "Театральные легенды", "Семьдесят лет в партере. Заметки об Александринском театре", "На девятом десятке", "…Не бог, не царь и не герой" и других. Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых - за фильм-балет "Анюта" (автор сценария и режиссер).