Процессы по выписке жильцов-фантомов идут по всей стране. Один из последних примеров сообщила пресс-служба Московского областного суда: в январе в Волоколамский городской суд поступило 34 иска от местного прокурора по лишению прописки 90 человек. Сейчас дела готовятся к рассмотрению.
Как рассказывают в пресс-службе суда, 54 из них были зарегистрированы в селе Болычево. Однако при ближайшем рассмотрении дом, в котором числилась такая многолюдная компания, оказался "резиновым". В смысле: прописать там можно сколько угодно жильцов, а жить по-настоящему будет трудно даже одному. "Данное помещение не могло использоваться как жилое, что указывает на то, что ответчики в это помещение по указанному адресу не вселялись и в настоящее время там не проживают и не проживали", - сообщают в облсуде.
Раз люди дома не появляются, прокуратура решила стереть штамп в их паспорте. Ставить вопрос ребром позволяет прокурорам Жилищный кодекс. Он дает четкое определение жилью: это "изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства)". Из этой нормы представители надзорного ведомства сделали логический вывод, что если помещение не пригодно для жизни, то прописка в нем исключается. Каким бы ни было решение суда, само дело уже не прецедент. В той же Московской области прошла череда подобных процессов. Например, в прошлом году в поселке Икша Дмитровского района были "очищены" от прописки два дома, за которыми числились 166 человек. На каждого "жильца" приходилось 3 кв. метра. Неизвестно, как они бы смогли ужиться, соберись вдруг все вместе. Впрочем, прокурорам пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить суды. Первые подобные иски в Московской области - это было несколько лет назад - отклонялись. Судей смущало то, что действующее законодательство не содержит прямого запрета регистрировать большое количество лиц на частной жилплощади. Если хозяин согласен принять столько постояльцев, ему де-юре никто не указ. Однако прокуроры решили зайти с другой стороны: они стали доказывать фиктивность прописки. Мол, если дом - развалюха, удобства только в мечтах, до санитарных норм как до Луны, значит, и гостей нет в помине, а на деле один обман. По месту прописки человек платит налоги, туда же ему присылают повестки, если что. Поэтому, мол, речь не о покушении на право частной собственности - пусть живут, сколько хотят, а только о борьбе за честность. Доказывать, что жилье не жилье прокуроры стали в том числе и с помощью положений Жилищного кодекса. В итоге президиум Московского областного суда поддержал позицию прокуратуры. С тех пор процесс пошел.
Подобный опыт мог бы пригодиться, скажем, в Красноярском крае, где в ходе масштабной проверки жилого фонда региона обнаружился дом, в котором на 35 кв. метрах прописаны 1203 человека. Всего же установлено 115 жилых помещений, претендующих на звание "резиновых". В других регионах прокуроры уже дошли до суда. Например, недавно сообщалось, что прокуроры Хакасии обратились в суды с исками о лишении регистрации 1 тыс. человек.