Александр Александрович, не секрет, что свободной земли в Подмосковье практически не осталось. А та, что продается, с каждым годом только дорожает. В то же время желающих купить земельный участок становится все больше и этим, в том числе, пользуются всевозможные мошенники, которые предлагают дешевые и якобы неосвоенные земли. А свободной земли в Подмосковье осталось мало.
Александр Аникин: К настоящему времени большая часть земли в Московской области нашла своих хозяев. Однако не всегда земельные участки приобретаются законным путем. Очень много фальсификации. Например, на старых пишущих машинках и бланках 90-х годов изготавливаются документы по дачной амнистии или на право собственности на землю. По всем подобным фактам мы передаем материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.
На такие подделки мошенники идут только тогда, когда продают землю частникам под дом или дачу?
Александр Аникин: Не всегда. Подделывают документы и на землю, которая находится в госсобственности. Не исключение и земли лесного фонда. Одно из громких уголовных дел - дело в отношении владельца обувной сети "Терволина" Вадима Степанова и его подчиненного Андрея Яковлева, обвиняемых в мошенничестве в особо крупных размерах. По версии следствия, коммерсанты сфальсифицировали землеустроительную документацию и похитили земельный участок площадью более 20 гектаров, расположенный в Звенигородском лесничестве. Прокуратура области направила это уголовное дело в Одинцовский городской суд.
Еще одним лакомым куском для мошенников стали земельные паи бывших совхозов и колхозов. На основании поддельных правоустанавливающих документов некие коммерческие организации всеми правдами и неправдами становятся собственниками этой земли.
Как решается судьба многоквартирных домов, построенных на шести сотках? Многие дачники столкнулись с проблемой, когда над их головами вдруг стали нависать "многоэтажки", не оборудованные ни канализацией, ни отоплением, ни водопроводом. Куда в таких случаях смотрят местные власти, это же не за один день строится?
Александр Аникин: Здесь есть просчеты со стороны органов местного самоуправления, контролирующих органов. Но если говорить объективно - не всегда власти могут сразу вмешаться, когда по проекту строится обычный дом, а потом уже к нему быстро достраивается несколько этажей.
И все-таки: то, что уже построили, будут ломать?
Александр Аникин: Там, где другого выхода нет, - будут сносить. Но это только по решению суда. И конечно, надо добиваться, чтобы такие решения принимались не на завершающих стадиях строительства, когда уже все жилье распродано людям, а сразу, как только становится понятно, что строится на этих 6 сотках. Да и самим гражданам нужно быть более внимательными при покупке недвижимости и стараться заранее проверять юридическую чистоту сделки. И это касается не только жилья в многоквартирных домах. Нередко приобретают коттеджи и дачные дома, возведенные на землях, не предназначенных для строительства. То есть вы имеете право купить участок и быть его собственником, но только для того, чтобы, например, выращивать на нем овощи. Поэтому перед покупкой участка человек должен выяснить, какой вид разрешенного использования у его будущей частной собственности. Эти данные открыты и содержатся в кадастре недвижимости.
В истории с незаконной застройкой Бородинского поля точка поставлена?
Александр Аникин: Благодаря скоординированным действиям прокуратуры и органов государственной власти удалось в короткие сроки устранить все масштабные нарушения, связанные с незаконной застройкой охранной зоны Бородинского музея-заповедника.
В настоящее время судом рассмотрено два уголовных дела в отношении бывшей главы сельского поселения Бородинское Майи Склюевой. За мошенничество с земельными участками, расположенными в границах музея-заповедника, она осуждена к 5 годам 6 месяцам лишения свободы.
А что с теми домами, которые уже поставили на Бородинском поле? Их будут сносить?
Александр Аникин: Можайский городской суд удовлетворил исковые заявления прокуратуры о сносе 7 самовольно возведенных построек в виде срубов и 2 построек в виде фундамента, находившихся в деревне Старое Село.
Сейчас ответчики в рамках исполнительных производств в добровольном порядке снесли все срубы. На стадии исполнения находится решение суда о сносе фундаментов. Также сейчас исполняется судебное решение по иску Росохранкультуры о сносе 3 самовольных строений вблизи садового товарищества "Венки".
На территории Подмосковья есть немало и других музеев-заповедников. С ними все в порядке?
Александр Аникин: Серьезная работа развернута по "Древнему городу Радонеж". Сергиево-Посадский городской прокурор уже обжаловал в суде несколько решений главы поселковой администрации о выделении земельных участков под коттеджную застройку на заповедной территории.
Также по этой линии надзора прокуратурой области были приняты меры, направленные на обеспечение надлежащего режима государственной охраны "Ансамбля Ново-Иерусалимского монастыря" в Истринском районе и других объектов культурного и исторического наследия.
Еще одна очень серьезная проблема области - это незаконные свалки. Насколько удается ее решать?
Александр Аникин: К сожалению, даже после удовлетворения судом наших требований все эти вопросы решаются не очень быстро. Мы год назад говорили о домодедовской свалке, но окончательно эта ситуация до сих пор не разрешена. Приходится обязывать полицию, чтобы патрулировала возможные пути подвоза мусора. Мы и дальше будем усиливать прокурорский надзор, чтобы те органы, в чьей компетенции находится контроль за пресечением незаконных свалок, работали более активно.
Возможно, поможет принятое решение об оснащении системой ГЛОНАСС всех мусоровозов. Хотя, конечно, необходимо вырабатывать совместное решение столичных и подмосковных властей, поскольку значительная часть мусора поступает из Москвы.
Но ведь все равно, вместо одной закрытой свалки появляются несколько новых, например, на месте нелегальных карьеров, в которых не только добывают песок и щебень в промышленных масштабах, но потом еще и засыпают их мусором.
Александр Аникин: О многих подобных фактах мы узнаем уже после того, как они свершились. Мы призываем полицию работать в этом направлении более активно и не плестись в хвосте событий, а, в том числе используя современные средства наблюдения, выявлять их на ранних стадиях. В первую очередь это касается тех районов, где ведется масштабное строительство автодорог, например федеральной трассы Москва - Петербург, то есть Химкинского, Солнечногорского, Балашихинского и других. Все они должны представлять повышенный интерес для правоохранительных органов. К примеру, не так давно очередной нелегальный карьер был выявлен у деревни Заовражье Солнечногорского района. Полиция полагает, что добытый из него песок использовался как раз при строительстве автомагистралей.
Насколько актуальна для Подмосковья тема иностранного усыновления. Прокуроры участвуют в судьбе таких детей?
Александр Аникин: Вопросы защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - одни из приоритетных для прокуроров. Все случаи усыновления детей, в том числе иностранными гражданами, находятся под самым пристальным надзором прокуратуры. В 2012 году в Московской области иностранцами было усыновлено 80 детей, в 2011 году - 98. При этом россияне и в прошлом, и позапрошлом годах усыновили по 403 ребенка.
Не остается без внимания прокуратуры и лишение родительских прав.
В минувшем году, к сожалению, родительских прав были лишены 2204 человека (в 2011 году - 2558), ограничены в родительских правах - 264 (218). Что касается восстановления в родительских правах, то за прошлый год было восстановлено в правах 107 родителей (в 2011 году - 179).
С прошлого года прокуратура начала вести всю уголовно-правовую статистику. Криминальная обстановка в области сильно изменилась после этого?
Александр Аникин: Да, после нашего вмешательства произошли значительные перемены. Прокуроры фактически изменили социально-криминологическую картину состояния преступности в Подмосковье. Ведь если мы не владеем объективной информацией, то мы не можем принимать эффективных мер, например, по противодействию уличной преступности. Как оказалось, у нас уличной преступности по отчетности практически не было, и вот в прошлом году получили сразу увеличение более чем в два раза. Отмечен ранее неучтенный 75-процентный рост числа преступлений, совершенных ранее судимыми лицами, также более чем в 2 раза выросло число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.
Это не значит, что криминогенная обстановка резко ухудшилась - она какая была, такая и осталась. Просто все это раньше не учитывалось.
Всего же в ходе проверок мы выявили свыше 111 тысяч нарушений (треть от всех выявленных по России) при учете преступлений, в том числе свыше 380 фактов необоснованного учета и более 500 - искажения сведений о социально-криминологических характеристиках преступности. Каждое из таких нарушений - это повод для внесения актов прокурорского реагирования, в которых в том числе мы ставим вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности.
К примеру, по представлению прокуратуры области, которое было внесено по результатам проверки информационного центра областного управления МВД России, в дисциплинарном порядке наказаны 50 сотрудников полиции, в числе которых 7 руководителей территориальных органов внутренних дел.
Откровенные фальсификации были?
Александр Аникин: Были. И это при том, что сейчас уже полицейских за плохую раскрываемость никто не наказывает. Мы с прокуроров спрашиваем строже за раскрываемость, чем руководство полиции со своих подчиненных.
Например, в отделе МВД России по Чеховскому району для повышения статистических показателей раскрываемости было незаконно поставлено на учет 79 несуществующих преступлений. Фальсифицированные данные об их раскрытии и результатах расследования были направлены в информационный центр ГУ МВД России по Московской области.
По данным фактам городская прокуратура инициировала доследственную проверку, которую проводит следственный отдел по городу Чехову ГСУ СК России по Московской области.
И все-таки безопаснее стало жить в области или нет?
Александр Аникин: Объективно - безопаснее. В прошлом году наблюдалось дальнейшее снижение преступности. Заметно снизилось число тяжких преступлений и преступлений средней тяжести.
Меньше стало убийств, изнасилований, разбоев, грабежей, краж, хулиганства, преступлений, связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью и со смертельным исходом. Вместе с тем стабильно высокой остается доля тяжких преступлений, совершенных мигрантами.
При этом, качество предварительного следствия и дознания органов внутренних дел, наркоконтроля и юстиции по-прежнему, находится не на должном уровне. Так, за год прокуроры выявили свыше 36,5 тысячи нарушений, допущенных следователями и дознавателями. По актам прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено более 3 тысяч виновных должностных лиц. Среди самых распространенных нарушений - превышение разумных сроков расследования даже несложных уголовных дел.
А на самих прокуроров жалуются?
Александр Аникин: Жалуются. Все факты мы тщательно проверяем и иногда со своими работниками расстаемся. Если есть основание полагать, что они занимаются не только своей работой, но и чем-то противоправным.
За те два года, что вы возглавляете прокуратуру области, сильно обновился ее кадровый состав?
Александр Аникин: За это время сменилось 28 городских, районных и специализированных прокуроров области. Часть из них переведены в другие подразделения, некоторые уволены. Им на смену пришло много молодых и энергичных прокуроров, и результаты их работы уже заметны не только мне, но и жителям Подмосковья.
Мы стараемся не подменять другие госорганы, но к нам можно прийти с любой человеческой болью, и прокурорский работник постарается помочь. Если говорить сухими цифрами, то за прошлый год прокуроры области рассмотрели свыше 100 тысяч обращений граждан. Выявили более 106 тысяч нарушений федерального законодательства, в суды направили около 12 тысяч исков, большинство из которых уже рассмотрены и удовлетворены. По представлениям и постановлениям прокуроров свыше 9 тысяч лиц привлечены к дисциплинарной ответственности и свыше 5 тысяч - к административной. По материалам прокурорских проверок возбуждено 488 уголовных дел.
Кстати, наибольшее количество нарушений выявлено в сферах соблюдения прав и свобод граждан - более 51 тысячи, экономики - свыше 23 тысяч, охраны окружающей среды и природопользования -7 тысяч.
По-прежнему прокуратура области пристально следит за своевременностью выплаты заработной платы на поднадзорной территории. Благодаря вмешательству прокуроров в 2012 году была погашена задолженность по оплате труда на сумму более чем 200 миллионов рублей.