11.03.2013 00:40
Экономика

Товарооборот между Россией и Японией достиг 31 миллиарда долларов

В марте в правительство будет внесена госпрограмма развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Текст:  Виктор Ишаев (министр по развитию Дальнего Востока - полпред президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе)
Российская газета - Федеральный выпуск: №51 (6027)
Япония сегодня по объему товарооборота с Россией занимает второе место после Китая в АТР. Это 31 миллиард долларов. Даже если в 10 раз увеличить эту цифру, то возможности по взаимному сотрудничеству, которые у нас существуют, все равно не будут использованы.
Читать на сайте RG.RU

Виктору Ишаеву в Японии всегда рады. Фото: Виктор Васенин/РГ

Где может участвовать сегодня японский бизнес на Дальнем Востоке? В добыче - да, редкоземельных металлов, угля, драгоценных металлов. Запретов нет. Регион обеспечивает сто процентов добычи в стране олова, 98 процентов добычи алмазов, почти 70 процентов добычи золота.

В переработке, особенно ресурсов, - да. Две трети биоресурсов, рыбы добывается на Дальнем Востоке. Мы не против того, чтобы здесь создавались предприятия со 100-процентным японским капиталом. Приоритетными мы считаем простые ресурсы. Это чистая вода, чистый воздух, продовольствие. В перспективе они станут ключевыми и будут стоить дороже, чем минеральные ресурсы. В связи с этим встают вопросы создания сельскохозяйственных кластеров. Дальний Восток - это свыше шести миллионов квадратных километров, колоссальная территория. Конечно, она не вся сельхозпригодна. Но рис выращивать в Приморье мы можем. Сою - тоже. Создать кормовую базу для свиноводства, птицеводства. В этом плане у Дальнего Востока есть мощное естественное преимущество. Поэтому я считаю, здесь мы вместе просто пока недорабатываем. Политические отношения на более высоком уровне, а экономические отстают.

Новое направление - сборка автомобилей японских марок на Дальнем Востоке. Сегодня они расходятся по всей России. И у нас их уже не хватает. Жители предлагают - больше оставляйте. То есть рынок растет.

Транспорт. Здесь у нас большие планы, и я знаю, что японская сторона тоже в них заинтересована. Чтобы обеспечить современный транзит грузов из АТР - а их объемы растут - нам надо провести модернизацию Транссибирской железнодорожной магистрали. В связи с этим мы предлагаем соединить и восстановить железную дорогу на Корейском полуострове. Транскорейская магистраль соединится с Транссибирской.

Возрастают и грузы, которые идут в АТР. Следовательно, мы должны расширить возможности портов, железной дороги. Мы называем ее Северный широтный путь или БАМ-2. Его проектная мощность 12,5 миллиона тонн. После модернизации он может обеспечивать 20 миллионов тонн. Бизнес же запрашивает 108 миллионов тонн уже к 2020 году. Конечно, надо говорить о сотрудничестве в новейших производствах - нефтехимии, в мирной ядерной энергетике. Мы строим космодром Восточный - тоже общие интересы.

Дальний Восток сегодня - это ворота России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Это та контактная зона, которая обеспечивает интеграцию России со всеми странами АТР. Но чтобы стать фасадом нашей страны, надо резко нарастить уровень социально-экономического развития дальневосточных территорий, поменять на Дальнем Востоке модель догоняющего развития на модель опережающего развития.

В этом месяце министерство направит в правительство государственную программу развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Вместе с программой мы хотим внести отдельный закон или поправки в законодательство об особых условиях функционирования экономики в Дальневосточном регионе. Сегодня рентабельность бизнеса здесь в среднем не более 12 процентов. Слишком много издержек - высокая стоимость электроэнергии, транспортная составляющая. Чтобы бизнес мог копить средства и на амортизацию, и на развитие, и на расширение, необходимо снизить налоговую нагрузку. Мы внесли эти предложения, президент их поддержал. В первую очередь полностью освободить от налога на прибыль, на основные фонды - землю и имущество - все вновь создаваемые предприятия на период их окупаемости. А вообще лучше было бы - на десять лет.

Чтобы развивать новые месторождения, обнулить налог на добычу полезных ископаемых там, где нет дорог, электроэнергии. Или - дифференцировать этот налог, где существуют более легкие условия.

По приоритетным проектам тоже должны быть преференции. Таким образом, мы хотим предоставить механизмы, при которых бизнесу было бы выгодно создавать предприятия, развивать глобальные проекты. Мы рассчитываем, что доходность самих компаний на первом этапе вырастет на 30 процентов, на втором - на 50 процентов. В этом случае их развитие гарантировано. Причем, как мы считаем, льготные условия для вновь создаваемых предприятий должны быть одинаковыми для всех - не важно, есть там иностранный капитал или нет.

ВЭД