12.03.2013 00:40
Экономика

Допуск иностранцев к полетам поможет выжить авиакомпаниям

Допуск иностранцев к полетам поможет выжить авиакомпаниям
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - Карьера и менеджмент: №9 (887)
В Государственну Думу внесен законопроект, который устанавливает языковые и образовательные требования к иностранцам, желающим жить и работать в России. Автор законопроекта, депутат Госдумы Михаил Дегтярев, предлагает повысить требования к знанию мигрантами русского языка, а также ввести дополнительный госэкзамен на знание истории, культуры России и основ Конституции РФ.
Читать на сайте RG.RU

По словам Михаила Дегтярева, неспособность и нежелание иностранцев адаптироваться к условиям новой для себя социальной среды вызывают у коренных жителей России, в основном у русских, недовольство, следствием которого становятся межнациональные и межрелигиозные конфликты.

Согласно законопроекту, для получения разрешения на работу иностранец должен показать базовый уровень владения русским языком (это 1,3 тысячи слов и умение элементарно объясниться на бытовом уровне) и как минимум на "удовлетворительно" сдать дополнительный госэкзамен на знание истории и культуры России и основ Конституции РФ. Если разрешение касается временного проживания, то для его получения необходимо показать знания языка первого уровня (это 2,3 тысячи слов и умение прочитать небольшой текст в газете), а также на "удовлетворительно" сдать дополнительный госэкзамен.

Для приобретения вида на жительство или российского гражданства иностранец должен владеть русским языком не ниже второго уровня (10 тысяч слов и уметь писать планы, тезисы и конспекты, а также читать художественные и публицистические тексты). И как минимум на "хорошо" сдать государственный экзамен по истории и культуре России и на знание Конституции РФ.

В настоящее время 1,3 тысячи слов русского языка обязаны знать только вступающие в гражданство России. Эти же требования в декабре 2012 установлены и для трудовых мигрантов, которые работают в сфере ЖКХ и бытового обслуживания.

Между тем столичный департамент труда разработал поправки в Закон "О занятости населения в городе Москве", уравнивающие зарплаты мигрантов и россиян. По словам начальника отдела внешней трудовой миграции ведомства Александра Ни, в поправках говорится о том, что в конкретной организации и на конкретной должности заработная плата иностранца должна быть аналогичной жалованью российского работника. Чиновник считает, что, когда власти рассматривают заявки работодателей на квоты для трудовых мигрантов, проверяется лишь то, чтобы заявленные оклады были не меньше одного МРОТ - 11 700 рублей. Однако никто не сравнивает эти цифры с суммами, которые получают на тех же самых должностях россияне. В основном работодатели, претендуя на квоты, предлагают мигрантам минимальные ставки.

Председатель комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев говорит, что столичный парламент планирует рассмотреть поправки мэрии не позже марта этого года. При этом он признает, что доказать вину работодателя будет крайне сложно. Часто по бумагам мигранты получают более высокую зарплату, чем та, что им дают на руки. Если иностранец каждый месяц исправно подписывает ведомость с ложным окладом, сделать что-то будет практически невозможно.

Президент международного альянса "Трудовая миграция" Николай Курдюмов считает, что на рынке труда имеет место демпинг, который создают гастарбайтеры. Из-за этого россияне вообще не могут устроиться на работу в ряд сфер, например в ЖКХ. Причем ситуация с низкими зарплатами возмущает не только россиян, которые не могут конкурировать с мигрантами, но и самих гастарбайтеров.

Депутат Госдумы Виктор Звагельский полагает, что ЖКХ вообще может обойтись без мигрантов, но в других областях они все-таки могут принести большую пользу. Например, в России катастрофически не хватает квалифицированных летчиков. Министерство транспорта РФ даже подготовило законопроект о допуске иностранных пилотов к работе в российских авиакомпаниях. Согласно пояснительной записке к законопроекту, минтранс предлагает установить квоту в 200 иностранных командиров воздушного судна (КВС) сроком на 5 лет. По данным министерства, именно столько КВС не хватает сегодня на российском рынке, при нулевом дефиците вторых пилотов.

Растущий кадровый дефицит вынуждает российские авиакомпании переманивать друг у друга опытных пилотов, поскольку рынок не успевает подготовить необходимое количество КВС, а возможности нанимать иностранных пилотов еще нет.

По словам генерального директора компании AviationCV Скайте Книзайте, допуск иностранных пилотов станет глотком свежего воздуха для российских авиакомпаний. Однако, на наш взгляд, квота в 200 пилотов не сможет должным образом удовлетворить растущий спрос на опытных специалистов. Уже сегодня к нам обращаются пилоты, как из стран СНГ, так и из Европы, которые готовы переехать в Россию и работать в российских авиакомпаниях. Открытие рынка для иностранцев (не только КВС, но и вторых пилотов) оказало бы содействие стратегическим планам развития российских перевозчиков и позволило бы им заметно оптимизировать расходы. Более высокая конкуренция на рынке влияет на снижение темпов роста заработных плат. Кроме того, авиакомпании получили бы возможность адаптировать свои экипажи под сезонные изменения, когда необходимо нанять несколько пилотов лишь на несколько месяцев.

Авиатранспорт